Назначение теста
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
"Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится".
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай".
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Оценка результатов теста
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S=(0.5N-2.8n)/t;
- S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
- N – количество изображений предметов на рисунках, просмотренных ребенком за время работы;
- t – время работы;
- n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
- 10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
- 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
- 6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
- 4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
- 2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
- 0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
- Кривая №1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
- Кривая №2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания
- Кривая №3. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания
- Кривая №4. Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания
- Кривая №5. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
- 10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
- 8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
- 6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
- 4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4
- 3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания
- 10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
- 8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
- 4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
- 2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
- 0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Источники
- Методика «Найди и вычеркни» // Немов Р.С. Психология. – Кн. 3. – М., 1995. С. 125–130
Большое спасибо, у вас очень много полезной и продуктивной информации
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Полезно и продуктивно было бы узнать источник и автора методики :В
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Если источник не указан, значит пока не установлен.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
исходя из данной формулы даже 100% верное выполнение методики даёт низкий результат.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен