О проективной методике “Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм” (Тест идеографический – ТиГр, А.В.Либин, В.В.Либин, Е.В.Либина)

Здравствуйте, все кто любит применять проективные методики!

Издательство “Питер” в Санкт-Петербурге в 1 квартале 2007 года издало книгу профессора Бурлачука Леонида Фокича «Словарь-справочник по психодиагностике», 3-е издание. Туда и вошло упоминание о нашей прективной методике.

Либиных идеографический тест – проективная методика исследования личности создана А.В.Либиным, В.В.Либиным и Е.В.Либиной – в 1984 г. (впервые опубликована в 1988 г.).

Тест основан на комбинации трех принципов психографического анализа личности:

  • предпочтения семантики основных геометрических форм;
  • конструктивные рисунки;
  • психографическое изображение фигуры человека.

Стимульным материалом являются три элементарные геометрические формы: треугольник, круг и квадрат. Испытуемому предлагается нарисовать изображение человека, используя данные геометрические формы. Формы могут быть любого размера. Конструируется шесть рисунков. Три рисунка должны состоять из 10 геометрических форм. Четвертый – из 12, пятый – из неограниченного числа форм, а шестой – контур головы с лицом из 10 частей таких форм. Первый рисунок должен быть нарисован без исправлений. Каждому геометрическому символу присвоено значение основных свойств нервной системы: треугольнику – возбуждение, квадрату – торможение, кругу – энергия.

Были изучены 30 тысяч рисунков, полученных от детей и взрослых обоего пола в возрасте от 5 до 89 лет и представляющих разные социально-экономических, этнокультурные и профессиональные группы. Данные показали, что психографические параметры изображений связаны со свойствами индивидуальности различного уровня – от психофизиологических до личностных.
Авторами предложена типология, основанная на предпочтении семантики геометрических форм. Сообщается о валидности содержательной теста.

Либин Виктор Владимирович более тридцати лет занимается психолого-педагогической деятельностью, связанной с адаптацией военнослужащих и членов их семей. Были исследования в области психологической подготовки летного состава к полетам. Участвовал в научной работе в составе комиссии по профотбору молодежи призывного возраста для службы в Вооруженных силах Российской Федерации. С 1992 года проводит социально-психологические консультации.

Автор методического руководства (1994) Института психологии РАН “Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках” (психографический тест предпочтений совместно с А.В.Либиным).

Рецензия

на рукопись А.В.Либина, А.В.Либиной, В.В.Либина «Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм (ТиГр)».

Практическое руководство является новой версией известного идеографического теста (ТиГр – от Тест ИдеоГРафический ). В данной версии авторами сделаны существенные, точнее, фундаментальные изменения, что дает основание считать прежние формы методики (А.В.Либин, В.В.Либин, Психографический тест предпочтений ТиГр. Москва: Институт Психологии Российской Академии Наук, 1994) лишь предпосылкой психографического теста конструктивного рисунка человека из геометрических форм (ТиГр).

Появление теста является знаковым событием в психодиагностике. Авторам впервые удалось преодолеть пропасть между двумя подходами – количественным и качественным, традиционно противопоставляемым друг другу. В данном случае речь идет о противопоставлении тестологического и проективного подходов в психодиагностике. Предложенное авторами решение укрепившегося противоречия отличается простотой и изяществом. В этом отношении данный тест напоминает известную технику Методы контроля ассоциаций и шкалирования, предложенного Чарлзом Озгудом для исследования многомерного пространства сознания и оценки его размерности. Однако, в отличие от техники Озгуда, психографический тест Либиных позволят проникать в более глубинные структуры и подструктуры личности. Возможность исследования глубинных личностных структур делает данный тест уникальным по своим диагностическим возможностям.

Перейдем к процедуре разработки нового психографического теста конструктивного рисунка человека из геометрических форм (ТиГр).
Для научной презентации данного теста, как и любого другого психодиагностического инструмента, прежде необходимо:

  • Во-первых, теоретическое обоснование и эмпирическое исследование феноменов психографики.
  • Во-вторых, выявление эмпирических индикаторов исследуемого феномена.
  • В-третьих, создание психодиагностической методики.
  • В-четвертых, психометрического обоснования валидности, надежности и репрезентативности созданной методики.

Процедура разработки и психометрическое обоснование психографического теста ТиГр, как показано в работе, отвечает всем этим базовым требованиям. В этой связи можно говорить о появлении уникального отечественного теста, открывающего путь психологам-диагностам к созданию или конструированию тестов нового поколения.

В основу конструирования психографического теста, а также выделения экспериментальных показателей для психометрического обоснования его ключей и для обработки полученных данных, положен жесткий алгоритм. Механизм построения алгоритма психографического теста прекрасно описан в руководстве, что позволяет другим исследователям независимо от создателей теста повторить его алгоритм и, тем самым, проверить обоснованность его ключей. Последнее придает новому психодиагностическому инструменту объективность и прозрачность.

Остановимся более подробно на двух наиболее важных особенностях этого теста: его валидности и системы интерпретации. Как было показано авторами, психографический тест предназначен для диагностики конституционального, стилевого и характерологического статуса человека по 8 ведущим типам и 36 ведущим подтипам. Выделение типов и подтипов открывает широкие возможности для его применения в различных областях прикладной психологии. Более же всего поражает смелость авторов в разработке системы интерпретации. Благодаря введению метода пошаговой интерпретации конструктивного рисунка человека авторы-исследователи бросили вызов психологическому беспределу в интерпретации графических техник.

Интерпретация в тесте осуществляется по принципу от простого к сложному.

  • Вначале дается семантический анализ геометрических форм, затем определяется ведущий тип или подтип индивидуальности человека.
  • После рисунок человека анализируется по отдельным элементам.
  • В последнюю очередь осуществляется психологический анализ по общим характеристикам самого рисунка.

Каждый уровень анализа жестко задается предыдущим, что обеспечивает возможность проведения глубинной интерпретации теста. Предложенная авторами пошаговая интерпретация делает диагностическое заключение теста крайне надежным и убедительным.

Психографический тест конструктивного рисунка человека из геометрических форм (ТиГр) обречен на успех. С появлением психографики может оживиться исследовательский интерес к одной из наиболее перспективной области психологической науки, которой является психодиагностика.

Сфера практического использования психографического теста довольна обширна.

  • В первую очередь, он предназначен для академических и прикладных психологических исследований, для консультативной и психотерапевтической практики.
  • Он будет также полезен медицинским работникам, педагогам, консультантам и имиджмейкерам, специалистам по отбору кадров.

Приведенный в руководстве обширный теоретический обзор рисуночных, графических и проективных методов, экспериментальные сведения, а также инструментарий самого графического теста, делает его незаменимым в качестве учебного пособия как для студентов, аспирантов и педагогов, так и практического руководства для исследователей и практиков.

В заключении можно отметить, что появление данного психографического теста позволило расширить наше представление как о самих себе, так и о других. В этом отношении его создатели совершили некий прорыв, можно даже сказать исследовательский “подвиг”.

Данное руководство должно предстать на суд публики без всяких поправок и в предложенной авторами редакции.

Н.А.Аминов,

кандидат психологических наук, ведущий старший научный сотрудник, лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического Института РАО

Что касается вышеприведенной информации о тесте на сайте (имеется в виду Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур – А.Г.), то это плагиат к.п.н. Потемкиной Ольги Федоровны, которая выдает нашу методику за свою, проводит по ней обучение не ссылаясь на авторов.

Методика должна выйти в 2007 году в издательстве “ЭКСМО”.

 

Уважаемый Александр Викторович!

Никогда не выдавала Ваш тест за свой: ни в публикациях, ни в лекциях. Всегда ссылалась на Вас. В публикациях приводила интерпретации Вашего теста, с которым сама много работала. И Вы это знаете. К сожалению, мои книги издаются без моего ведома.

Обещаю вам и обязательно сдержу свое слово, что никогда больше я не буду использовать Ваш тест.

Рада Вашим успехам и приношу публичные извинения за использование Вашего теста.

С уважением,
О.Ф.Потемкина

 

Выделение курсивом, жирным шрифтом и оформление в списки – наше (Алексей Горбунов, Vsetesti.ru).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.