Назначение теста
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
- Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
- Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
- Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
- Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Тестовый материал
- Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
- Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
- Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
- Мне не нравится планировать дела заранее.
- Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
- Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
- Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
- Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
- Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
- Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.
Ключ к тесту
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Нормативные данные для российских и американских исследуемых по 4-факторному опроснику
Факторы креативности | Россия | Американские данные | ||
---|---|---|---|---|
Среднее, M | Стандартные отклонения, Δ | Среднее, M | Стандартные отклонения, Δ | |
Любознательность | 17,8 | 3,9 | 16,4 | 4,3 |
Воображение | 15,6 | 4,8 | 16,0 | 4,7 |
Сложность | 17,2 | 4,4 | 14,8 | 5,1 |
Склонность к риску | 17,0 | – | – | – |
Суммарный | 67,6 | 16,0 | 62,1 | 18,0 |
Сравнивая российские и американские данные, Е.Е.Туник отмечает, что по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл – российские средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение, где выше американские данные (различия статистически значимы, t – критерий Стьюдента).
Источники
- Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.59-64.
Спасибо, очень хороший и нужный материал!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
хорошая методика
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
в какой литературе есть данная методика?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
есть. В книге Ильина Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Источник добавлен!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
спасибо!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
я так понимаю, что склонность к риску – стандартное отклонение 1,6 ? потому что 16 как-то многова-то для данных показателей…
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Там даже не 1.6, а сложно сказать сколько. Через некоторое время мы выложим уточненные данные.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
ьольшое спасибо за ваш сай! Очень помогли в сдаче практики!!!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Добрый день! подскажите пожалуйста, что означает стандартное отклонение в нормативных данных? И на пример по шкале любознательность, как я понимаю можно набрать максимум – 24 балла, это надо считать как выше нормы? 18 баллов – норма, а то что меньше 18 баллов – ниже нормы?
Не могу понять что мне делать с сырыми баллами по каждой шкале, что считать высокой оценкой, что низкой, что норма.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
МАТЕРИАЛ ИНТЕРЕСНЫЙ, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО ПО ТВОРЧЕСТВУ( КРЕАТИВНОСТИ) Я НЕ ОЧЕНЬ-ТО МНОГО И СМОГЛА НАЙТИ. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!! ЕСЛИ КТО ЗНАЕТ- ЧЕМ МОЖНО ПОМЕРИТЬ ” САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ”- БУДУ ОООЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА;)))
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Самооценка творческих способностей (Туник) есть в книге Ильин “психология творчества, креативности, одаренности”
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать данную методику для младших школьников (4 класс)?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Для младших школьников лучше использовать невербальные тесты.
Если же очень нужно, то можно – текст достаточно простой и школьники должны понять.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Здравствуйте!Хотелось бы уточнить обработку результатов. Со средним значением по каждой шкале надо сравнивать “сырую” оценку? Вот, к примеру, получился по шкале “сложность” “сырой”балл-8 баллов, а среднее там-17,2;значит полученный результат ниже среднего (ниже нормы)-я правильно поняла?Среднее значение по каждой шкале-это и есть норма и его сравнивать с полученными “сырыми” баллами по каждой шкале,да?И еще хотелось бы узнать:для чего указывается стандартное отклонение?
Спасибо за ответ.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Присоединяюсь к вопросам zlata40 и millady по уточнению обработки результатов. Очень хотелось бы получить ответы. Кто знает, как работать с этим тестом, поделитесь, пожалуйста!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Пригоден ли данный тест для диагностики креативности взрослых? В книге Туник он предназначен для детей.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
valyuna, на сколько я знаю, то есть методика диагностики личностной креативности по Туник, которая представлена здесь и я так понимаю, что этот вариант методики ориентирован на взрослых, а есть методика изучения детской креативности по Туник. Методика по креативности для детей точно представлена в книге Овчаровой Р.В. “Справочная книга школьного психолога” Москва, 1992 г. Только вариант методики для детей будет сложно в электронном виде загонять, потому что тест проективный.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Кто просил распределение показателей по уровням? Нашла в диссере одного кандидата:
0-35 балла – низкий уровень
35-65 баллов – средний уровень
65-100 баллов – высокий уровень.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Куда выпал вопрос номер 6?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен