Назначение теста
Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе :
- зависимость;
- независимость;
- общительность;
- необщительность;
- принятие "борьбы";
- "избегание борьбы".
Возможно использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.
Разработана В.Стефансоном и впервые опубликована в 1958 г.
Инструкция к тесту
Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики.
Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:
- "социальное "Я" (каким меня видят другие);
- "идеальное "Я" (каким бы я хотел быть);
- "актуальное "Я" (какой я в разных ситуациях);
- "значимые другие" (каким я вижу своего партнера);
- "идеальный партнер" (каким я хочу видеть своего партнера).
Модификация : и спытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить "да", если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или "нет", если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: "сомневаюсь", т.е. разложить на три группы ответов.
Тестовый материал
- Критичен к окружающим и товарищам.
- Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
- Склонен следовать советам лидера.
- Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
- Нравится дружественность в группе.
- Склонен противоречить лидеру.
- Испытывает симпатии к одному-двум членам группы.
- Избегает встреч и собраний в группе.
- Нравится похвала лидера.
- Независим в суждениях и манере поведения.
- Готов встать на чью-либо сторону в споре.
- Склонен руководить товарищами.
- Радуется общению с одним-двумя друзьями.
- Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.
- Склонен поддерживать настроение своей группы.
- Не придает значения личным качествам членов группы.
- Склонен отвлекать группу от ее целей.
- Испытывает удовлетворение в противопоставлении себя лидеру.
- Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
- Предпочитает оставаться нейтральным в споре.
- Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
- Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.
- Недостаточно сдержан в выражении чувств.
- Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.
- Недоволен слишком формальными отношениями.
- Когда обвиняют – теряется и молчит.
- Предпочитает соглашаться с основными направлениям!
- Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
- Склонен затягивать и обострять спор.
- Стремится быть в центре внимания.
- Хотел бы быть членом более узкой группировки.
- Склонен к компромиссам.
- Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.
- Болезненно относится к замечаниям товарищей.
- Может быть коварным и вкрадчивым.
- Склонен принять на себя руководство в группе.
- Откровенен в группе.
- Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
- Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
- Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.
- Склонен сердиться на товарищей.
- Пытается вести других против лидера.
- Легко находит знакомства за пределами группы.
- Старается избегать быть втянутым в спор.
- Легко соглашается с предложениями других членов группы.
- Оказывает сопротивление образованию группировок.
- Насмешлив и ироничен, когда раздражен.
- Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
- Предпочитает меньшую, но более интимную группу.
- Пытается не показывать свои истинные чувства.
- Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.
- Инициативен в установлении контактов в общении.
- Избегает критиковать товарищей.
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Ключ к тесту
- Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54;
- Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60;
- Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52;
- Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58;
- Принятие "борьбы": 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59;
- Избегание "борьбы": 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.
Описание шкал теста
Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.
Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.
Тенденция к "борьбе" – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений;
Тенденция к избеганию "борьбы" показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека.
Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие "борьбы" – избегание "борьбы") приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов "да" складывается с количеством ответов "нет" противоположных тенденций.
Три-четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.
Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов по одной тенденции совпадают с суммой ответов по противоположной. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.
Источники
- Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.65-69.
Здравствуйте!Не могли бы вы пояснить по порядку как обрабатывать этот тест.Я все посчитала,и диплом написала, но есть сомнения-слишком большие результаты получились.После того, как все ответы распределила по 6 шкалам(с пометкой+ и-), что с чем нужно складывать?Только напишите подробно,пожалуйста.Я в двух вариантах считала-результаты страные. Спасибо.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Довольно просто подсчитать объясняю:
1. Считаем все + И – пар «Зависимость и независимость» и другие пары, получиться может вот так позиция Зависимость 20 балов, а независимость 0 балов. Ну, в общем то показатели от 0 до 20, выше не может быть (смотри подсчет теста).
2. Полученные данные мы структурируем в графике и диаграмме и смотрим доминирующие позиции в группе.
3.Потом делаем выводы по графикам и диаграммам.
Да запарный тест, когда я делал курсовую работу по «Социальной психологии» помучился хорошо. Разобраться сложно, но можно, дерзай.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
А когда считаешь все + и – в парах, нужно, например, колич-во + в зависимости сложить с количеством – в независимости.Это будет проявление тенденции зависимость.И наоборот для независимости?
У меня таким образом получаются в основном одинаковые значения в парах, т.е. завис.5,незав.5; общит.3,необщ.3 и т.д.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Извини, обястняю:
Общительность противоположность необщительность.
Пример.
Общительность +-+-++++-++
Необщительность +—-+++–
Общительность 13 б
Необщительность 7 б
Мы считаем все + общительности и все – необщительности и у нас получается 13 балов – показатель общительности. По такому принципу делаем все остальное.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Вот мой адрес «shapovalov-d-v@yandex.ru», напиши мне, я перешлю тебе экспериментальную часть своей курсовой.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Обработка теста довольно странная, точнее непонятно, что дает полученная сумма… мне полученные результаты ни о чем не говорят, мало того, что некоторые противоположные значения по одной шкале получились абсолютно равными…
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
подскажите плиз что дальше делать с полученными результатами?как составить график и нужен ли он вообще!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен