Назначение методики
Выявить количественное выражение уровня самооценки.
Процедура проведения методики
Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает колонку Качества 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.
После того, как заполнена колонка Качества, испытуемый начинает заполнять колонку X1, работая со словами из колонки Качества. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки X1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное – максимально достоверно описать себя.
После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т. д. Под №20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки Качества. Колонку X1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки Х2.
В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7; d будет равно 1-7=-6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д.
В колонке № 5 нужно подсчитать d2по каждому качеству.
В колонке № 6 подсчитывается сумма d2, то есть:
Σd2 = d12 + d22 + d32 + … + d202;
Образец бланка к тесту
X1 | Качества | Х2 | d=X1 – Х2 | d2 | Σd2 |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 1 | 1 | |||
2 | 2 | 2 | |||
… | … | … | |||
20 | 20 | 20 |
Тестовый материал
Аккуратность | Нежность |
Беспечность | Непринужденность |
Вдумчивость | Нервозность |
Вспыльчивость | Нерешительность |
Восприимчивость | Несдержанность |
Гордость | Обаяние |
Грусть | Обидчивость |
Жизнерадостность | Осторожность |
Заботливость | Отзывчивость |
Завистливость | Педантичность |
Застенчивость | Подвижность |
Злопамятность | Подозрительность |
Искренность | Принципиальность |
Изысканность | Поэтичность |
Капризность | Презрительность |
Легковерие | Радушие |
Медлительность | Развязанность |
Мнительность | Рассудочность |
Мстительность | Решительность |
Настойчивость | Самозабвение |
Сдержанность | Сострадательность |
Стыдливость | Терпеливость |
Трусость | Увлекаемость |
Упорство | Уступчивос ть |
Холодность | Энтузиазм |
Обработка и интерпретация результатов теста
Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:
R = 1 – 6Σd2/(n3 – n), где
- n – количество сравниваемых пар
В случае n=20 формула приобретает следующий вид:
R = 1 – 0,00075Σd2
Значения R будут находится в пределах [-1; +1].
- если R находится в пределах [-1; 0], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу;
- если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная;
- если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная;
- если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу;
- если R = 1, то самооценка завышенная.
С детальной интерпретацией уровня самооценки можно ознакомиться в методике “Самооценка“.
Источники
- Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А.Будасси) / Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М., 2007.
Очень хороший сайт, можно найти много методик. Но хотелось бы найти методику на определение гендерных различий (фемининности и мускулинности) для школьников.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Можете воспользоваться опросником FPI там есть шкала маскулинности – фимининности. Если вам для практических целей, можете просто взять оттуда соответствуюoие вопросы и сделать собственный опросник.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
возьмите тест сандры бем на гендерные различия
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Спасибо!!! Я возьму тест Сандры Бем. Вы мне очень помогли.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Для школьников скорее всего не подойдет методика Сандры Бем.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Можно ли узнать источник методики?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Не очень понятно с проставлением рангов. В примере описывается числовая разница между первой и третьей колонкой. А в таблице стоит
d=X1-X2 , т.е. я понимаю разница между 1й и 2й колонкой. Как правильно?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Вы путаете номера колонок и обозначения переменных. Переменная Х1 находится в первой колонке, а переменная Х2 в третье. Х1 – Х2 = первая колонка – минус третья.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Спасибо.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Подскажите подробнее как в колонке № 6 подсчитать сумму d2? (должны получится значения по всем двадцати качествам или одна общая сумма?)
И как посчитать по формуле: R = 1 – 0,00075(какой сдесь должен быть знак?)?d2
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Сумма всех d в квадрате – это одно число.
В математике знак умножить часто опускается.
Это элементарные вещи.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Большое спасибо, все получилось!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
У меня такой вопрос по тесту – при обработке результатов там дается две формулы:
R = 1 – 6?d2/(n3 – n), где
* n – количество сравниваемых пар
В случае n=20 формула приобретает следующий вид: R = 1 – 0,00075?d2.
Объясните пожалуйста, как понять “количество сравниваемых пар”? Вопрос по существу глуповат, но тем ни менее очень надо:) Надеюсь на понимание!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
В тестовом материале, каждая строка состоит из двух прилагательных – это одна “сравниваемая пара”.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
А в каких случаях тогда n будет меньше 20?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Ай, все! Понял! Извиняюсь!)
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Использовал всего 6 качеств. Формула
r=1-d2/35
Корреляция между данными по этим методикам сильно коррелировали,..так что можно и брать меньше качеств..будет проще..тем более что сочетаний при 6 качествах- 720! что явно достаточно! Было бы интересно еще использовать коэф. Чупрова для “я-реальное”, “я-идеальное”, и “я-глазами других”..
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Замечательный сайт!Нашла много методик для курсовой.Спасибо огромное!!!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Добрый день! И все-таки объясните мне пожалуйста кто в состоянии доступно что означает “n – количество сравниваемых пар”???
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
знаю еще одну формулу обработки
r=1-(6(сумма d квадрат)/n квадрат(n-1))
Ведь отличается? кто в математике по-лучше, подскажите.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
можно так – n-количество ранжируемых качеств, здесь – 20.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Всё-таки хотелось бы найти первоисточник. Я нашла этот тест в книге Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М.:Московский психолого-социальный институт, 2007. – 72 с. Там на с. 54 источником этого теста указана книга “Практические занятия по психологии” под. ред. А. В. Петровского. К сожалению, эту книгу не нашла. Уважаемая администрация, если у Вас есть возможность проверить там и может быть найти источник, пожалуйста, добавте его. Спасибо.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Найденный вами источник добавлен. Первоисточник методики С.А.Будасси пока не установлен.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Где именно можно ознакомиться с детальной интерпретацией уровня самооценки?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Да, действительно, ссылка не отображалась. сейчас восстановлено. Детально с интерпретацией методики Будасси можно ознакомиться в интерпретации к тесту “Самооценка”.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Всем привет) Помогите пожалуйста! У меня диплом, проводила методики в школе. И уже какую методику Будасси на самооценку обрабатываю, у меня значения получаются -4,2 или -2,3… А коэффициент находится должен от – 1 до + 1 …Что делать?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен