Назначение теста
Данная методика предложена американским психологом С.Медником в 1962 году и адаптирована в России Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой.
Задания рассчитаны на возраст 12 -14 лет.
Основными характеристиками, определяющими успешное выполнение теста, являются быстрота построения ассоциаций, оригинальность ассоциаций, целенаправленность ассоциирования.
В качестве стимульного материала в тесте используются 39 словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.
Перед основными заданиями обязательно проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия заданий проводится с детьми через 3-5 дней после первой серии.
Тест проводится индивидуально или группами по 5-7 человек. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых записываются и ответы.
Инструкция к тесту
«Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе ход их решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло бы составить с ним словосочетание. Например, вам даются слова: деревянная, пионерская. Ответом могут служить слова: линейка, комната. Какие еще слова вы можете предложить? Возьмем другую пару: горячая, кафельная. Ответ: плитка.
Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол».
Детям предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последовательно решают, записывая ответы на самих карточках.
Задания разминки:
- фирменные, рекордные;
- детская, чернильница;
- изящная, шахматная;
- бумажный, осенний;
- вкусный, английский.
Во время разминки ведущий постоянно обсуждает с детьми возможность-невозможность употребления определенных выражений. Он подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.
Тестовый материал
Серия №1
Инструкция: «Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: быстрый, зеленый, полный; словом-ответом может служить слово поезд. Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например: часы, скрипка, единство. Ответом может служить слово мастер: часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, или вариант с предлогом – мастер по часам.
Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-стимулы, то словосочетания записывайте целиком, если же не изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Таккак здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально».
Стимульный материал первой серии:
- громкая, правда, медленно
- холодная, зелень, мутная
- прошлое, море, друзья
- зоркий, ресница, стеклянный
- свежая, английская, новости
- кино, экзамен, проездной
- комната, положение, река
- трудное, истекло, золото
- мундир, городок, билет
- неожиданно, человек, улица
- холодная, дым, жестокая
- умная, косы, свежая
- прошлый, время, трудный
- дедушка, очки, добрая
- долго, вечер, друзья
- плохо, глаза, море
- слон, дом, великан
- снег, хлеб, медведь
- навсегда, домой, назад
Наиболее типичные ответы:
- говорить
- вода
- вспомнить
- глаз
- газета
- билет
- войти
- время
- военный
- встреча
- война
- голова
- год
- бабушка
- ждать
- видеть
- большой
- белый
- вернуться
Серия №2
Инструкция к данной серии дается другими словами: «Сегодня я даю вам задания, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно . Постарайтесь создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.
Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления.
Итак, постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных».
Стимульный материал второй серии:
- случайная, горы, долгожданная
- вечерняя, бумага, стенная
- обратно, родина, путь
- далеко, слепой, будущее
- народная, страх, мировая
- деньги, билет, свободное
- человек, погоны, завод
- дверь, доверие, быстро
- друг, город, круг
- поезд, купить, бумажный
- цвет, заяц, сахар
- ласковая, морщины, сказка
- детство, случай, хорошее
- воздух, быстрая, свежая
- певец, Америка, тонкий
- тяжелый, рожденье, урожайный
- много, чепуха, прямо
- кривой, очки, острый
- садовая, мозг, пустая
- гость, случайно, вокзал
Наиболее типичные ответы:
- встреча
- газета
- вернуться
- смотреть
- война
- время
- военный
- войти
- родной
- билет
- белый
- бабушка
- настроение
- струя
- голос
- год
- говорить
- глаз
- голова
- встреча
Обработка и интерпретация результатов теста
Все результаты, полученные на группе, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали – ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.
Критерии оценки
1. Количество ассоциаций:
Na = X / Y ; где
- X – общее количество ответов,
- Y – общее количество заданий.
В данном варианте в каждой серии по 20 заданий.
Если испытуемый предложил 28 ответов, его индекс Na будет равен:
Na = 28/20=1,4.
2. Индекс оригинальности:
Сначала считается «индекс оригинальности» каждого ответа, а затем «индекс оригинальности» всех ответов испытуемого.
Подсчет проводится следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный всей группой. Считается частота встречаемости каждого ответа (количество таких же ответов в группе – r ). Индекс оригинальности (Z каждого ответа равен единице, деленной на количество таких ответов в группе.
Zi = 1 / r ; где
- Zi – индекс оригинальности каждого ответа;
- i – номер задания;
- r – частота встречаемости каждого ответа.
Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются.
Nop = ( Z 1 + Z 2 + … + Zi ) / X; где
- Nop – индекс оригинальности работы испытуемого;
- X – общее количество ответов.
Например: на стимул быстрый, зеленый, полный из 50 испытуемых 46 дали ответ поезд, индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов всех ответов испытуемого:
1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 +… = 9,8.
Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен:
Nop = 9,8/20 = 0,49
3. Индекс уникальности ответов:
Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi = 1.
Nyn = I / X; где
- Nyn – индекс уникальности ответов (относительно данной выборки);
- I – количество уникальный ответов, то есть имеющих Zi = 1,
- X – общее количество ответов.
При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (Nop, Nya).
Испытуемые упорядочиваются по шкале творческого мышления по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности.