Назначение теста
Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.
Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.
Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.
Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.
Инструкция к тесту
Укажите, пожалуйста, в какой мере в согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:
- 1 – полностью согласен;
- 2 – согласен;
- 3 – более или менее согласен;
- 4 – затрудняюсь ответить;
- 5 – более или менее не согласен;
- 6 – не согласен;
- 7 – полностью не согласен.
Тестовый материал
- В последнее время я был в хорошем настроении.
- Моя работа давит на меня.
- Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.
- В последнее время я хорошо сплю.
- Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.
- Я часто чувствую себя одиноким.
- Я чувствую себя здоровым и бодрым.
- Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.
- Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине.
- Утром мне трудно вставать и работать.
- Я смотрю в будущее с оптимизмом.
- Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.
- Мне нравится моя повседневная деятельность.
- В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи.
- В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.
- Я все больше ощущаю потребность в уединении.
- В последнее время я был очень рассеян.
Ключ к тесту
«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) – № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.
Оценивание «прямых» пунктов
Номер ответа испытуемого на пункт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Присваиваемый номеру балл | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Оценивание «обратных» пунктов
Номер ответа испытуемого на пункт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Присваиваемый номеру балл | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) – № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.
Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:
- Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).
- Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).
- Изменения настроения (1, 11).
- Значимость социального окружения (3, 6, 8).
- Самооценка здоровья (7, 15).
- Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).
Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение – 5,5, стандартное отклонение – 2), является основанием для интерпретации результатов теста.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
«Сырой» балл | Стены | «Сырой» балл | Стены | «Сырой» балл | Стены |
---|---|---|---|---|---|
25 | 1 | 52 | 4 | 77 | 7 |
26 | 1 | 53 | 4 | 78 | 8 |
27 | 1 | 54 | 4 | 79 | 8 |
28 | 1 | 55 | 4 | 80 | 8 |
29 | 1 | 56 | 5 | 81 | 8 |
30 | 1 | 57 | 5 | 82 | 8 |
31 | 1 | 58 | 5 | 83 | 8 |
32 | 1 | 59 | 5 | 84 | 8 |
33 | 1 | 60 | 5 | 85 | 8 |
34 | 2 | 61 | 5 | 86 | 9 |
35 | 2 | 62 | 5 | 87 | 9 |
36 | 2 | 63 | 6 | 88 | 9 |
37 | 2 | 64 | 6 | 89 | 9 |
38 | 2 | 65 | 6 | 90 | 9 |
39 | 2 | 66 | 6 | 91 | 9 |
40 | 2 | 67 | 6 | 92 | 9 |
41 | 3 | 68 | 6 | 93 | 10 |
44 | 3 | 69 | 6 | 94 | 10 |
45 | 3 | 70 | 6 | 95 | 10 |
46 | 3 | 71 | 7 | 96 | 10 |
47 | 3 | 72 | 7 | 97 | 10 |
48 | 3 | 73 | 7 | 98 | 10 |
49 | 4 | 74 | 7 | 99 | 10 |
50 | 4 | 75 | 7 | 100 | 10 |
51 | 4 | 76 | 7 |
Источники
- Шкала субъективного благополучия / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.467-470
Здравствуйте. Помогите пожалуста, я запуталась:
Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам. напремер=60, его надо переводить в стены по таблице? =5
шесть кластеров, как их интерпретировать?
Напряженность и чувствительность (2, 12, 16). – надо тоже считать или как?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Все верно, итоговый балл переводите в стены.
Интерпретируете исходя из психологического содержания шкал. Например, Самооценка здоровья: при высоких баллах испытуемый доволен собственным здоровьем, при низких – считает его неудовлетворительным. Исходя из смысла соответствующих вопросов (7, 15) можно предположить, что авторы теста полагали под “здоровьем” – физическое и душевное самочувствие (здоровый – больной) и оценку испытуемым потенциала собственной активности (собранный, есть энергия – расслабленный, нет энергии).
Напряженность и чувствительность тоже надо считать. Интересно, а что в ней вас так смутило, что вы решили ее исключить?))))
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику – вызывает некоторое смущение при интерпретации. не могли бы вы разъяснить поконкретнее? есть ли у всех этих параметров стандартные значения, на которые можно ориентироваться как на средний, интерпретируя каждый кластер отдельно???
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Опубликовано все то, что было в источнике. Норм для каждой шкалы нет. Но вы можете построить их сами, на основании данных собственной выборки.
Что касается “Признаков, сопровождающих основную психоэмоциональную симптоматику”, то попробуйте интерпретировать исходя из вопросов: 9.Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине. 14.В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи. 17.В последнее время я был очень рассеян. То есть речь идет о чем-то, типа поглощенности собственными эмоциональными переживаниями.
Если найдете более подробную интерпретацию – пришлите, обязательно дополним.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Обязательно
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Это то, что мне удалось найти по субъективной шкале благополучия. Диссертационная работа Пучковой Е.Г. “Благополучие как фактор самоактуализации личности”, 2003 г.
Сфера применения шкалы СБ достаточно широка. Она может с успехом применяться для контроля общего состояния клиента в ходе лечения, обнаружения проблемных зон при психологическом консультировании, оценки эмоционального благополучия при отборе и подборе кадров и других ситуациях, где требуется оценить особенности психоэмоциональной сферы личности.
Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества. Дифференцировка пунктов по шести кластерам позволяет проводить наряду с количественным, качественный анализ ответов испытуемого.
Средние оценки (4-7 стенов) свидетельствуют о низкой выраженности качества. Лица, с такими оценками, характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.
Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (8-9 стенов), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.
Крайне высокие опенки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности. Они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Спасибо. Возможно кому-то поможет.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
А куда относить вопрос 4?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Нашла! вопрос 4 относиться ко 2 – му кластеру.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Получается по кластерам, расчитывать среднеарифметическое от переведенных в (прямые, обратные баллы) И при интерпретации низкий бал, также будет означать положительную оценку (например состояние здоровья), а высокий балл будет означать негативную оценку? Так по логике получается.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Высокие баллы говорят о максимальной степени выраженности “негативного” полюса данной шкалы. Если высокий балл по шкале “Самооценка здоровья”, значит человек низко оценивает собственное здоровье.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Я понять не могу, допустем по шкале 2, максимум можно получить 21 бал, так как его в Стен перевести то?
Да и вообще как подсчитывать тут сырые балы, они во всех шкалах не доползают до 21.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Таблица стенов приведена скорее всего для общего балла по тесту. Общий балл считете и по таблице переводите.
Норм для отдельных шкал в источнике не было. Потому: либо искать еще где-то или рассчитывать на основании собственной выборки.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
у мне вышло изменение настроения 12, напряж и чувс 4, как это в стены перевести?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
В крайнем случае, можно высчитать теоретически возможный максимум по шкале и определить сколько ваш резульат составляет от возможного максимума.
Изменение насроеня: максимум 14, у вас 12; (12/14) * 100% = 86% (соответственно, ваш показатель высокий).
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
А если не в %, то чем больший бал, то тем выражение и позитивно выглядит результат, ну к примеру мой, 12 балов из макс 14 свидетельствует про высокий показатель настроения, а еслиб было 3-5 то это уже средне низкое значения, да?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Тем выраженнее данная шкала, но более выраженная не значит более позитивная.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
П.С.
– напряженность и чувствительность (субъективное переживание тяжести выполняемой работы; необходимость взаимодействовать с другими; потребность в уединении);
– признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику (нарушения сна; субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства; чрезмерная острота реакций на незначительные препятствия и неудачи; нарастающее переживание усиления рассеянности);
– изменения настроения (ухудшение настроения; значительное снижение оптимистического модуса восприятия);
– значимость социального окружения (совместное решение проблем, переживание одиночества, отношение с семьей и друзьями);
– самооценка здоровья (общее переживание здоровья, вопрос физической «формы»);
– степень удовлетворенности повседневной деятельностью (переживание скуки в повседневной деятельности, настроение по утрам, собственно удовлетворенность повседневной деятельностью);
Вот что нашел
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Все сходится, кроме “степень удовлетворенности повседневной деятельностью”. Из-за перевода обратных баллов получилось, что у меня высокий уровень. Но на деле он низкий. Может “степень НЕудовлетворенности повседневной деятельностью”?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен