Назначение теста
Цель методики – ответить на вопросы и осмыслить свои жизненные цели в следующих сферах: работа, быт, физическое состояние, человеческие отношения, душевное состояние, семейная жизнь.
Инструкция к тесту
Вам предлагается комбинированный опросник по оценке жизненных целей личности и условий их реализации. Поэтому на отдельные вопросы можно отвечать в форме «да» или «нет», а на другие – в открытой, развернутой форме. Как правило, это последние вопросы в каждой из шести жизненных сфер личности.
Тестовый материал
I. Работа. Маркетинг.
- Имею ли я четкое представление о своей работе, ее целях?
- Помогает (поможет) ли моя работа в достижении других жизненных целей?
- Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?
- Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?
- Есть ли у меня воодушевление и мотивация?
- Что для меня является мотиватором сейчас, а через 5 лет?
- Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?
- К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа ближайшие годы будет отвечать моим потребностям?
II. Быт.
- Каково мое экономическое положение?
- Есть ли у меня личный бюджет, каков он и придерживаюсь ли я его рамок?
- Сколько у меня долгов?
- Получу ли я в случае необходимости кредит?
- Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы?
- Какие меры в случае необходимости я могу применять для улучшения экономического положения?
III. Физическое состояние
- Общая форма. На чем основана моя оценка (собственное представление)?
- Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача (на общих, специальных)?
- Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?
- Достаточно ли я сплю?
- Правильно ли я питаюсь?
- Каков мой вес?
- В каких количествах я употребляю алкоголь (л/мес.)?
- Забочусь ли я о «строительстве» своего тела?
- Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?
IV. Социальное состояние. Человеческие отношения.
- Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других и как я их учитываю?
- Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
- Интересует ли других мое мнение?
- Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?
- Умею ли я слушать?
- Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
- Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?
- Как я забочусь о дружеских отношениях?
- Как я могу развивать свои отношения с помощью обратной связи?
V. Душевная готовность. Психологическое состояние.
- Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?
- Читаю ли я регулярно газеты, ежедневные издания, специальные газеты, литературные произведения?
- Слежу ли я за новостями дня по газетам, радио, телевидению?
- Посещаю ли я учебные мероприятия, собрания, конференции, спецкурсы, занимаюсь ли я самообразованием?
- Участвую ли я в совместной деятельности по развитию, в кружках, объединениях?
- Есть ли у меня личный план развития?
- Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние?
VI. Семейная жизнь.
- Понимаю ли я значение семьи?
- Какова моя семейная ситуация на сегодня?
- Изменится ли она в ближайшие годы и как?
- Уделяю ли я достаточно времени моей семье?
- Есть ли в моей семье общие увлечения?
- Знаю ли я членов своей семьи, их потребности и мнения?
- Могу ли я создать в своей семье открытую, душевную атмосферу?
- Создаю ли я в своей семье надежные условия?
- Как я могу развивать свою семейную жизнь?
Постановка личных конечных целей
- Целями моей жизни являются: 1, 2, 3… Насколько они важны для меня и почему?
- Моя жизненная цель должна осуществиться до… года, самое позднее… года.
- Какие факторы способствуют достижению моих личных жизненных целей?
- Каковы наиболее критические пункты в достижении целей, что я могу сделать?
- Что мне нужно задействовать для достижения моих целей (время, деньги, здоровье)?
- Готов(а) ли я задействовать эти факторы или нужно изменить цели?
Обработка и интерпретация результатов теста
Анализ и интерпретация результатов самооценки проводится отдельно по каждой из шести базовых жизненных сфер личности. Затем необходимо провести ранжирование по эффективности и возможностям их реализации. Такое сопоставление способствует интегративному проектированию личностного саморазвития в ресурсном и временном отношении.