Модификация данной методики, выполненная С.Шмишеком Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) отличается от оригинальной только формулировкой вопросов стимульного материала. Ключи, шкалы, обработка и принципы интерпретации результатов совпадают по сути.
Назначение теста
Методика предназначена для выявления различных уровней акцентуированности личности. Акцентуации рассматриваются как крайние варианты нормы, а не патологии. Леонгард полагал, что акцентуированные люди не являются ненормальными. Более того, отмечал он, человек без намека на акцентуацию не склонен развиваться как в отрицательном, так, видимо, и в социально-позитивном направлении. По мнению Леонгарда, акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, то есть как социально-положительному, так и социально-отрицательному поведению.
По данным К.Леонгарда, доля акцентуированных личностей составляет примерно 50% взрослого населения. В силу этого данная методика может быть использована в самых разных психодиагностических и психокоррекционных целях.
Инструкция к тесту
Вам будут предложены утверждения, касающиеся некоторых особенностей вашего характера и поведения. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+», если нет – знак «-». Над вопросами долго не задумывайтесь, правильных и неправильных ответов нет.
Тестовый материал
- У вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.
- Вы чувствительны к оскорблениям.
- Бывает ли, что у вас навертываются на глаза слезы в кино, театре, в беседе?
- Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.
- В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как все ваши сверстники?
- Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
- Являетесь ли вы центром внимания в обществе, в компании?
- Бывает ли, что вы без причины пребываете в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?
- Вы серьезный человек?
- Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?
- Предприимчивы ли вы?
- Вы быстро забываете, если вас кто-нибудь обидел?
- Мягкосердечны ли вы?
- Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?
- Стремитесь ли вы всегда считаться одним из лучших работников?
- Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может, такое чувство бывает и теперь?)
- Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
- Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?
- Любят ли вас ваши знакомые?
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Ключ к тесту
Условное название шкалы | Наименование шкалы | Знак ключа | № вопросов | Коэффициент выравнивания |
---|---|---|---|---|
Г | Гипертимности | + | 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 | х 3 |
З | Застревания, ригидности | + | 2,15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 | х 2 |
– | 12, 46, 59 | |||
Эм | Эмотивности | + | 3,13, 35, 47, 57, 69, 79 | х 3 |
– | 25 | |||
П | Педантичности | + | 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 | х 2 |
– | 36 | |||
Т | Тревожности | + | 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 | х 3 |
– | 5 | |||
Ц | Циклотимности | + | 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 | х 3 |
Дм | Демонстративности | + | 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 | х 2 |
– | 51 | |||
В | Возбудимости, неуравновешенности | + | 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 | х 3 |
Дис | Дистимности | + | 9, 21,43, 75, 87 | х 3 |
– | 31, 53, 65 | |||
ЭК | Экзальтированности | + | 10, 32, 54, 76 | х 6 |
Обработка и интерпретация результатов теста
Результаты оцениваются по 10 характерологическим шкалам.
Подсчитайте количество ответов «да» и количество ответов «нет» по каждой шкале с помощью приведенного ключа. Каждое совпадение с ключом равно 1 баллу. Максимальная сумма баллов равна 24. Учитывая неоднозначную количественную представленность исследуемых шкал, вводится коэффициент выравнивания, вследствие чего сумма полученных «сырых» баллов умножается на дифференцированный коэффициент. Так, при 8 утверждениях в шкале полученный результат умножается на 3, при 12 – на 2, при 4 – на 6.
Оценивание уровня акцентуированности личности производится по ключевой схеме, показывающей основные границы ее проявления. Чаще всего руководствуются положением о том, что если суммарный результат больше 12 баллов, то это дает основание говорить о наличии акцентуации по той или иной шкале. Показатели до 8 баллов свидетельствуют об отсутствии акцентуаций, от 9 до 11 баллов о средних значениях.
Типы акцентуаций
Гипертимные. Группа характеризуется высокой склонностью к повышенному настроению, с выраженной направленностью к активизации в различных сферах деятельности, многообразием интересов к высокой психической и физической выносливости. При этом может либо превалировать компонент собственно хорошего настроения с относительно умеренной активностью, либо быть утрирована именно сама активность без существенной эмоции. Пока деятельность таких личностей остается продуктивной и направленной на общественно полезные цели, адаптация их весьма совершенна.
Ригидные. Группа с тенденцией к повышенной устойчивости аффективно окрашенных переживаний. В поведении это проявляется в акцентированном стремлении к повышению значимости, честолюбии, целеустремленности, чувствительности по отношению к несправедливости. Там, где личность с сочетанием таких черт находит благоприятные условия для реализации связанных с ними потребностей, адаптация полноценна и индивидуум может быть полезным членом общества. В противном случае, а также при чрезмерной выраженности ригидности наблюдается болезненная обидчивость, склонность к преувеличению собственных способностей и объяснение неудач неблагожелательностью окружающих, подозрительность, постоянное предположение о возможности ущемления каких-либо прав. Все это в силу высокой социальной экстраверсии проявляется только социально приемлемыми путями или реализуется в ближайшем окружении. Можно предположить, что ригидность сочетается у таких людей с чертами демонстративности.
Эмотивные. Группа характеризуется как эффективно лабильная, склонная к очень сильным переживаниям, постоянно находится под властью глубокого впечатления от пережитого.
Педантичные. Группа характеризуется такими чертами характера, которые обращают на себя внимание в ситуациях, связанных с ответственностью и тщательностью. При необходимости работать в условиях недостаточной информации, ограничиваться приблизительными результатами в ущерб деталям «сверхточные личности» будут находиться в состоянии постоянной фрустрации. С другой стороны, чрезмерная выраженность этих черт может привести к неудовлетворительной адаптации и в менее специфических условиях, поскольку сопровождается снижением способности действовать спонтанно, сообразно эмоциям и настроению в связи с потребностью «все тщательно обдумывать». Данные черты характера сопровождаются тревогой и склонностью к избирательным контактам.
Тревожные. Группа с преобладанием в характере черт тревожности.
Циклотимные. Группа характеризуется длительным преобладанием повышенного или пониженного настроения, которое по своей интенсивности и устойчивости неадекватно вызвавшей его причине.
Демонстративные. Группа характеризуется чертой демонстративности в повседневном общении. При умеренной выраженности и наличии достаточных эстетических уставов такого рода особенность может значительно облегчить адаптацию и способствовать успеху индивидуума. С другой стороны, чрезмерное приспособление может проявиться в патологическом эгоизме истероидных психопатов.
Неуправляемые. Группа характеризуется импульсивностью относящихся к ней субъектов, которые склонны реагировать на влияние преобладающей в данный момент эмоции без осмысления ситуации. В жизни такими людьми управляют импульсы, инстинкты, чувства. Они не в состоянии извлекать пользу из собственного негативного опыта, у них затруднена фиксация на какой-нибудь определенной деятельности.
Дистимные (гипотимные). Группа, которой присуща склонность к постоянно пониженному настроению, пессимизму, часто с некоторой заторможенностью в протекании психических и моторных актов, пониженная продуктивность в работе.
Экзальтированные. Группа людей с такими чертами имеет тенденцию глубоко реагировать на отдельные события, впадая при этом то в депрессии, то в эйфорическую крайность. Они могут с одинаковой легкостью впадать в самое мрачное отчаяние и в самое счастливое и мечтательное состояние. Способны испытывать воодушевление, посвящать себя с жаром какому-либо делу, испытывая при этом чувство большого подъема, и немедленно падать духом при неприятных переживаниях. Под сильной формой выражения чувств лежит подлинно глубокое содержание. Экзальтированным людям свойственны интересы в области искусства и по профессии они часто принадлежат к сфере искусства.
Все эти группы акцентуированных личностей объединяются Леонгардом по особенностям характера и отражают темы и глубину аффективных реакций. При истолковании исходят из рассмотрения всего профиля. Предположения об акцентуации черт характера можно делать только тогда, когда сумма больше 12.
Источники
- Определение личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.370-376.
А почему указан “любой” возраст? Сложно говорить о сформированной личности до хотя бы 12-летнего возраста. Разумеется, сам Леонгард приводил в качестве примера акцентуированных личностей детей и более младшего возраста, однако диагностика особенностей характера проводилась прежде всего клинически, а не при помощи тестов. Судя по формулировкам, вряд ли этот вариант опросника рассчитан на детей. Возможно, есть детский вариант данной методики?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
В ключевых словах указано: школьникам (разумеется, подразумеваются подростки), взрослым. В категории “Возраст”, если тест относится к нескольким возрастным группам возраст иногда заменяется на “любой”. Позже это будет откорректировано.
Детского Леонгарда пока не встречал…
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
А можно источник? Очень нужно для дипломной работы. Использую именно этот вариант.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Источник добавлен.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Спасибо, очень полезный сайт. Молодцы!!!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
спасибо, очень помогли
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Дзякуй вялікі!
Вельмі дапамагло!
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
создателям ОГРОМНОЕ СПАСИБО ! ! ! вы просто молодцы.
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
Скажите пожалуйста, а если получается больше 4 акцентуаций, это же куча разрозненного текста, как характеризовать испытуемого? Значения всех шкал больше 12 нужно рассматривать?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен
ДОбрый день! Подскажите, не увидела обсчет шкалы искренности. Она есть?
Да, полезный комментарий!
Нет, бесполезный комментарий!
Отправляется...
Ваш голос учтен