Назначение теста
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенку показывают серию картинок, в зависимости от его возраста. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке».
№ | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Частота употребления |
---|---|---|
1 | Существительные | |
2 | Глаголы | |
3 | Прилагательные в обычной форме | |
4 | Прилагательные в сравнительной степени | |
5 | Прилагательные в превосходной степени | |
6 | Наречия | |
7 | Местоимения | |
8 | Союзы | |
9 | Предлоги | |
10 | Сложные предложения и конструкции |
Оценка результатов теста
- 10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи
- 8-9 баллов – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи
- 6-7 баллов – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи
- 4-5 баллов – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи
- 2-3 балла – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи
- 0-1 балл – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу
Выводы об уровне развития речи
- 10 баллов – очень высокий.
- 8-9 баллов – высокий.
- 4-7 баллов – средний.
- 2-3 балла – низкий.
- 0-1 балл – очень низкий.