Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической беседы)

Шкалы: самооценка (высота, устойчивость, степень реалистичности, степень критичности, степень удовлетворенности собой, уровень оптимизма, интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость / непротиворечивость, зрелость / незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций)

Темы:

Тестируем: · Возраст:
Тип теста: · Вопросов:
Комментарии: 11 · написать

От редактора сайта

Приведенное в источнике описание методики является красивым как с психологической, так и с литературной точки зрения, поэтому оно оставлено без изменений. Чтобы не пугать читателей объемом материала )), оригинальное описание методики спрятано под спойлеры (кликнув по которым вы можете открыть соответствующий раздел). По умолчанию отображается только самый минимум информации, необходимый для проведения и обработки результатов методики.

Во всех рисунках длинной черточкой отмечены полюса шкал и середина – только эти три отметки должны быть на бланках, выдаваемых испытуемым. Для удобства восприятия, на рисунках короткой черточкой отмечены границы уровней самооценки (высокая, нормальная и т.п.) – этих отметок на бланке быть не должно.

Алексей Горбунов

Назначение теста

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки, противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки, зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции», характер и содержание проблем и их компенсаций.

Описание теста

Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье (Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.). Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры. В данном описании приводится процедура исследования, которой Сусанна Яковлевна обучала студентов на своих семинарах на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, значительно расширенная по сравнению с оригинальным вариантом интерпретации. В основе расширенной интерпретации лежит опыт клинического использования и преподавания методики в психологическом практикуме П.В.Яньшиным.

Расширенное описание

Show ▼

Самооценка и защитные механизмы личности

Show ▼

Инструкция к тесту

На примере шкалы «Здоровье».

«…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами.

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?

Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»

Важно:

  • Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе). Правильно: «На верхнем полюсе находится самыйчеловек» («человек» – единственное число). Неправильно: «На верхнем полюсе находятся самыелюди» («люди» – множественное число).
  • На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.
  • С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм».

    В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.

    Остальные шкалы могут задаваться экспериментатором или выявляются в ходе беседы с испытуемым.

Комментарии к Инструкции

Show ▼

Основы интерпретации

Show ▼

Схема анализа результатов теста

Высота самооценки (фон настроения);

  • чрезмерно высокая (высокий фон настроения) – актуальная самооценка находится в третьем интервале.
  • повышенная (повышенный фон настроения) – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов.
  • нормальная (ровный фон настроения) – актуальная самооценка находится в первом интервале.
  • пониженная (пониженный фон настроения) – актуальная самооценка находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.
  • выраженно низкая (низкий фон настрония) – актуальная самооценка находится внижнем интервале.

Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);

  • эмоциональная устойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 1-1,5 интервалов.
  • эмоциональная неустойчивость – актуальная самооценка колеблется в пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются западения по одной шкале и подъем по другой.

Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении);

  • нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной самооценки доходит до верхнего интервала.

Степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки);

  • чрезмерно повышенная требовательность к себе – большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.

Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам);

  • косвенный индикатор – расстояние между отметками актуальной и идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше удовлетворенность собой.
  • прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «удовлетворенность собой».

Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);

  • косвенный индикатор – соотношение интервала возможного (расстояние от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей) и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.
  • прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале «оптимизм».

Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;

  • отсутствие интегрированности – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.
  • интегрированность – показатели оптимизма и удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам – совпадают.

Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;

  • испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).

Зрелость/незрелость отношения к ценностям;

  • незрелость – показатель идеальной самооценки совпадает с верхним полюсом шкалы в трех и более случаях.

Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»;

  • парциальная компенсаторная потеря критичности – компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.
  • механизм борьбы с депрессией – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.
  • вытесняемая неудовлетворенность собой – компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка повышена.
  • дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки – несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.
  • инфляция мечты – смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и объективной оценки своих возможностей совпадают.
  • неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего интервала.

Характер и содержание проблем и их компенсаций

Интерпретация и анализ результатов теста

Show ▼

Исследование валидности метода. Связь искажений самооценки с некоторыми защитными механизмами личности

Show ▼

Источники
  • Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы / Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб., 2004.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

11 Комментариев
  1. colibrie, профиль
    1311
    430
    17702
    0
    colibrie · 18:20 · 1 May 2008

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если в методике исследования самоценки по Дембо-Рубинштейн уровень “оценки возможностей” находится ниже актуальной самооценки – как это можно интерпретировать? Т.е. понятно, что это не есть хорошо, но как грамотно об этом сказать?

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. ВсеТесты.ру, профиль
    1314
    430
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 20:06 · 3 May 2008

    Попытайтесь “вдуматься” в подобное соотношение и перевести его на “нормальный” язык: “Я сейчас достиг определенного уровня, хотя я не обладаю достаточным количеством возможностей для его достижения”. Вероятнее всего человек считает, что имеющиеся достижения являются следствием не его усилий (способностей и т.п.), а чего-то другого (случая, чьей-либо помощи и т.п.).

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. colibrie, профиль
    1319
    430
    17702
    0
    colibrie · 21:18 · 3 May 2008

    Алексей, спасибо!
    Моей первой версией было: “Я понимаю, что дальше (по этому показателю) может быть хуже”. Такое у меня часто встречается у девиантных подростков, особенно по шкале “здоровье”. В сочетании с ответами на вопрос “Что может помешать в будущем? – Наркотики, алкоголь” вырисовывается печальная картинка: подросток расписывается в собственной беспомощности, хотя и признает отрицательные последствия.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. colibrie, профиль
    1320
    430
    17702
    0
    colibrie · 21:19 · 3 May 2008

    …хотя, быть может, всё и не так…

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. makovkaa, профиль
    1346
    430
    25893
    0
    makovkaa · 13:56 · 7 May 2008

    Ой, спасибо Вам огромное за такое подробное описание методики!!!!!!!!!!!!!!!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. SMV, профиль
    1730
    430
    48728
    0
    SMV · 01:37 · 21 December 2008

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как обрабатывать методику Дембо-Рубенштейн в модификации Прихожан? Я измерила уровень притязаний, уровень самооценки и разницу между ними, а что дальше нужно делать нигде не написано или я что-то не понимаю. Помогите, пожалуйста, я провожу исследование в роддоме, все методики обработала, кроме этой, очень нужно.

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. Шк. психолог, профиль
    1731
    430
    16471
    0
    Шк. психолог · 01:58 · 21 December 2008

    Внимательно прочтите “Интерпретация и анализ результатов теста“.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  8. ВсеТесты.ру, профиль
    1732
    430
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 02:02 · 21 December 2008

    Внимательно прочтите “Интерпретация и анализ результатов теста“. Приведенная интерпретация наиболее полная из существующих. В модификации Прихожан обрабатывается аналогично.

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  9. gulgian72, профиль
    2438
    430
    84025
    0
    gulgian72 · 17:22 · 6 October 2009

    Скажи были ли попытки апробирвать методику Дембо-Рубинштейна на другую языковую выборку?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

    • ВсеТесты.ру, профиль
      2439
      430
      1
      2438
      ВсеТесты.ру · 22:17 · 6 October 2009

      В данном случае язык не важен. Поскольку методика представляет собой “технологию” анализа. Будут ли полюса шкал на казахском, английском или другом языке – значения не имеет. Принцип обработки остается тем же, что и приведен в данной статье.

       

      Да, полезный комментарий!

      Нет, бесполезный комментарий!

      Отправляется...

      Ваш голос учтен

  10. alexandra221, профиль
    3267
    430
    134985
    0
    alexandra221 · 02:48 · 7 November 2011

    уважаемые разработчики и посетители сайта, отзовитесь :) Интерпретирую результаты по самооценке(СО) и без вашей помощи не обойдусь. я поняла из дипломной Сениной, что каждому параметру самооценки присваивается балл, например, высота СО измеряется от -2(выраженно сниженная)до 3 (выраженно высокая). а как переводили в баллы такие параметры (компенсаторные механизмы)) как противоречивость, зрелость ценностей борьба с депрессией? параметра Склонность мечтать на сайте нет, а в дипломной на нее ссылаются, насколько значим этот параметр? и последнее, я никак не пойму как высчитывать (или на глаз определять по графику? :))параметр “степень удовлетворенности собой по косвен.показателям”. дайте, пожалуйста , пример. надо сложить все высоты по шкалам между Актуальной и Идеальной СО и сравнить с прямой оценкой?

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.