Методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития / ШТУР под ред. К.М.Гуревича в модификации Г.В.Резапкиной)

Шкалы: уровень развития мыслительных операций - установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей; степень усвоения школьных понятий в области - общественных, гуманитарных, естественных, физико-математических наук

Темы:

Тестируем: · Возраст: ,
Тип теста: · Вопросов: 80
Комментарии: 8 · написать

Назначение теста

Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Описание теста

Методика состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.

I. Инструкция

Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву.

Пример:

  1. летчик : самолет = машинист : ?

    1. пассажир;
    2. поезд;
    3. вагон;
    4. вокзал.

Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – поезд (b).

Тестовый материал
  1. Рабовладельцы : капиталисты = рабы : ?
    1. рабовладельческий строй;
    2. буржуазия;
    3. наёмные рабочие;
    4. пленные.
  2. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?
    1. крепостные крестьяне;
    2. личная свобода;
    3. неравенство;
    4. частная собственность.
  3. Первобытный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ?
    1. социалистический строй;
    2. капиталистический строй;
    3. демократическое правление;
    4. феодальный строй.
  4. Роза : цветок = врач : ?
    1. занятие;
    2. должность;
    3. специальность;
    4. профессия.
  5. Война : смерть = частная собственность : ?
    1. феодализм;
    2. капитализм;
    3. неравенство;
    4. рабы.
  6. Стихотворение : поэзия = рассказ : ?
    1. проза;
    2. писатель;
    3. повесть;
    4. предложение.
  7. Старт : финиш = пролог : ?
    1. заголовок;
    2. введение;
    3. кульминация;
    4. эпилог.
  8. Роман : глава = стихотворение : ?
    1. поэма;
    2. рифма;
    3. строфа;
    4. ритм.
  9. Числительное : количество = глагол : ?
    1. спряжение;
    2. действие;
    3. причастие;
    4. часть речи.
  10. Глагол : спрягать = существительное : ?
    1. изменять;
    2. образовывать;
    3. употреблять;
    4. склонять.
  11. Колумб : путешественник = землетрясение : ?
    1. природное явление;
    2. образование гор;
    3. извержение;
    4. жертвы.
  12. Север : юг = осадки : ?
    1. пустыня;
    2. полюс;
    3. дождь;
    4. засуха.
  13. Папоротник : спора = сосна : ?
    1. шишка;
    2. семя;
    3. растение;
    4. ель.
  14. Растение : стебель = клетка : ?
    1. деление;
    2. хромосома;
    3. ядро;
    4. фермент.
  15. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : ?
    1. ясная погода;
    2. циклон;
    3. гроза;
    4. влажность.
  16. Фигура : треугольник = состояние вещества : ?
    1. жидкость;
    2. движение;
    3. температура;
    4. вода.
  17. Прямоугольник : плоскость = куб : ?
    1. сторона;
    2. ребро;
    3. высота;
    4. объем.
  18. Диаметр : радиус = окружность : ?
    1. дуга;
    2. сегмент;
    3. отрезок;
    4. круг.
  19. Холодно : горячо = движение : ?
    1. инерция;
    2. покой;
    3. скорость;
    4. взаимодействие.
  20. Слагаемые : сумма = множители : ?
    1. разность;
    2. делитель;
    3. произведение;
    4. умножение.
II. Инструкция

Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке.

Пример:

а) корова; b) лошадь; c) собака; d) волк.

Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – d) волк.

Тестовый материал
  1. а) рабовладелец; b) раб; c) крестьянин; d) рабочий.
  2. а) социология; b) психология; c) педагогика; d) техника.
  3. а) Кутузов; b) Суворов; c) Ушаков; d) Пирогов.
  4. а) император; b) дворянин; c) царь; d) вождь.
  5. а) ООН; b) НАТО; c) ОБСЕ; d) АОЗТ.
  6. а) предлог; b) корень; c) суффикс; d) окончание.
  7. а) пословица; b) стихотворение; c) поэма; d) рассказ.
  8. а) Ахматова; b) Блок; c) Васнецов; d) Гумилев.
  9. а) пролог; b) сюжет; c) развязка; d) эпилог.
  10. а) описание; b) сравнение; c) характеристика; d) сказание.
  11. а) барометр; b) азимут; c) термометр; d) компас.
  12. а) цитоплазма; b) питание; c) рост; d) раздражимость.
  13. а) Линней; b) Павлов; c) Микоян; d) Дарвин.
  14. а) аорта; b) вена; c) сердце; d) артерия.
  15. а) углекислый газ; b) свет; c) вода; d) крахмал.
  16. а) парабола; b) гипербола; c) ломаная; d) прямая.
  17. а) Сахаров; b) Алферов; c) Ландау; d) Пастернак.
  18. а) длина; b) метр; c) масса; d) объём.
  19. а) скорость; b) колебание; c) вес; d) плотность.
  20. а) круг; b) ромб; c) прямоугольник; d) треугольник.
III. Инструкция

Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки.

Пример:

  1. сосна – ель:
    1. растения,
    2. природа,
    3. деревья,
    4. хвойные деревья.

Правильный ответ – d, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

Тестовый материал
  1. Феодализм – капитализм:
    1. устройство общества,
    2. формы правления;
    3. неравенство;
    4. общественный строй.
  2. Радио – телевидение:
    1. способы передачи информации;
    2. средства массовой информации;
    3. достижения науки;
    4. формы воздействия на людей.
  3. Наука – искусство:
    1. виды творчества;
    2. интеллект;
    3. культура;
    4. области человеческой деятельности.
  4. Школа – институт:
    1. образование;
    2. здания;
    3. учебные заведения;
    4. способы получения знаний.
  5. Монархия – демократия:
    1. государственный строй;
    2. формы правления;
    3. правительство;
    4. устройство общества.
  6. Сказка – былина:
    1. литературный жанр;
    2. выдумка;
    3. устное народное творчество;
    4. литературное произведение.
  7. Пролог – кульминация:
    1. литературный прием;
    2. элементы литературного произведения;
    3. художественные средства;
    4. способы изложения.
  8. Глагол – прилагательное:
    1. главные члены предложения;
    2. части речи;
    3. второстепенные члены предложения;
    4. лингвистические термины.
  9. Классицизм – романтизм:
    1. стиль;
    2. жанры;
    3. художественный стиль;
    4. направления в искусстве.
  10. Определение – обстоятельство:
    1. члены предложения;
    2. части речи;
    3. виды предложений;
    4. уточняющие слова.
  11. Азия – Африка:
    1. страны;
    2. континенты;
    3. материки;
    4. части света.
  12. Сердце – артерия:
    1. органы кровообращения;
    2. анатомия;
    3. система кровообращения;
    4. органы тела.
  13. Облачность – осадки:
    1. природные явления;
    2. дождь;
    3. погода;
    4. атмосферные явления.
  14. Жиры – белки:
    1. биологические вещества;
    2. микроэлементы;
    3. органические вещества;
    4. химический состав тела.
  15. Канал – плотина:
    1. гидроэлектростанции;
    2. водные сооружения;
    3. водоемы;
    4. водные преграды.
  16. Сумма – произведение:
    1. математические термины;
    2. вычисления;
    3. результаты математических действий;
    4. результаты вычислений.
  17. Газ – жидкость:
    1. молекулы;
    2. состояние;
    3. химическое вещество;
    4. агрегатное состояние вещества.
  18. Дифракция – интерференция:
    1. волновые явления;
    2. характеристики световой волны;
    3. природные явления;
    4. физические термины.
  19. Ампер – вольт:
    1. электричество;
    2. физические термины;
    3. единицы измерения электрического тока;
    4. ученые-физики.
  20. Синус – косинус:
    1. квадратичные функции;
    2. тригонометрические функции;
    3. четные функции;
    4. нечетные функции.

IV. Инструкция

Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

Тестовый материал
61.  6    9    12    15    18    21    ?  
62.  9    1    7    1    5    1    ?  
63.  2    3    5    6    8    9    ?  
64.  10    12    9    11    8    10    ?  
65.  1    3    6    8    16    18    ?  
66.  3    4    6    9    13    18    ?  
67.  15    13    16    12    17    11    ?  
68.  1    2    4    8    16    32    ?  
69.  1    2    5    10    17    26    ?  
70.  1    4    9    16    25    36    ?  
71.  128    64    32    16    8    4    ?  
72.  1    2    6    15    31    56    ?  
73.  31    24    18    13    9    6    ?  
74.  255    127    63    31    15    7    ?  
75.  3    4    8    17    33    58    ?  
76.  47    39    32    26    21    17    ?  
77.  174    171    57    54    18    15    ?  
78.  54    19    18    14    6    9    ?  
79.  301    294    49    44    11    8    ?  
80.  23    46    48    96    98    196    ?  
Ключ к тесту

Необходимо зарегистрироваться

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Обработка результатов теста

Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов.

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики:

  • с 1 по 5 строки бланка занимают вопросы общественных наук,
  • с 6 по 10 строки – вопросы гуманитарных наук,
  • с 11 по 15 строки – вопросы естественных наук,
  • с 16 по 20 – физика и математика.

Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям:

  • «Аналогии»,
  • «Классификация»,
  • «Обобщение»,
  • «Закономерности».

По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

  • наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
  • близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
  • средние по успешности – 40% от общего числа;
  • мало успешные – 20 % от общего числа;
  • наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

К следующему, завершающему, уроку, психолог должен вернуть ребятам обработанные бланки. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, можно травмировать тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряется время.

Автор

Галина Резапкина, Москва, Россия – психолог-профконсультант

Источники
  • Методика «Эрудит» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

8 Комментариев
  1. kis1503, профиль
    1430
    413
    32175
    0
    kis1503 · 13:50 · 29 May 2008

    Тест мне понровился, но как мне узнать к какой группе я отношусь, если тест проходила одна?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. max1240, профиль
    1433
    413
    12004
    0
    max1240 · 14:04 · 30 May 2008

    Профессионально использую данный тест при профотборе. результатами неудовлетворён, работаю скандидатами по 1, групповая статистика не катит. школьной программе Украины не соответствует.

     
    Нет Да -0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. ВсеТесты.ру, профиль
    1436
    413
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 10:30 · 31 May 2008

    kis1503: смотрите по количеству верно отвеченных вопросов, чем больше половины, тем лучше.
    max1240: тест действительно очень сильно привязан к российской школьной программе и определяет скорее умственное развитие, как усвоение соответствующей программы.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. ul9lsik, профиль
    1850
    413
    58823
    0
    ul9lsik · 21:40 · 30 January 2009

    хороший тест, но очень работы по обработке результатов

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. nettakogonika, профиль
    2038
    413
    49993
    0
    nettakogonika · 14:12 · 2 April 2009

    Посмотрим на вопрос номер 17:
    Прямоугольник : плоскость = куб : ?
    сторона;
    ребро;
    высота;
    объем.
    Авторы теста вероятно сами не очень дружат со школьной программой. Если “прямоугольник располагается на плоскости”, то “куб располагается в трехмерном пространстве”, не в объеме. Если “куб имеет свойство объема”, то “прямоугольник имеет свойство площади”, опять же не плоскости.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. ВсеТесты.ру, профиль
    2042
    413
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 21:40 · 3 April 2009

    Во-первых, при написании любых критических комментариев – нужно представиться (заполнить профиль). Об этом указано в правилах, которые рекомендуется прочесть прежде чем написать комментарий.
    Во-вторых, при создании тестов разработчики учитывают множество различных принципов, а не только математической точности (вероятно ваш опыт создания профессиональных психодиагностических методик соизмерим опытом авторов данного теста).
    В-третьих, “объем” нельзя заменить на “пространство”, поскольку “пространство” имеет более широкое поле семантических значений (“воздушное пространство”, “безвоздушное” и т.п.). “Объем” же трактуется более однозначно.

    Дальнейшая дискуссия по поводу принципов создания данного теста и тестов вообще – в форуме. Любые подобные сообщения, оставленные тут – будут удалены.

     
    Нет Да -0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. Tiska, профиль
    2162
    413
    11196
    0
    Tiska · 13:50 · 26 April 2009

    Хороший тест

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  8. berezuckiy92, профиль
    3431
    413
    153435
    0
    berezuckiy92 · 21:17 · 11 May 2012

    а как вы думаете как диагностика развития мировоззрения этот тест подойдет?))

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.