Диагностический тест отношений (Г.У.Кцоева-Солдатова)

Шкалы: амбивалентность, выраженность, направленность стереотипов

Темы:

Тестируем: · Возраст:
Тип теста: · Вопросов: 40
Комментарии: 8 · написать

Назначение теста

Методика предназначена для исследования эмоционально-оценочного компонента стереотипа.

Процедура тестирования

Первой процедурой теста является самооценка по предложенным качествам, проводимая по 4-балльной системе.

На втором этапе респонденты оценивают по данным качествам абстрактный образ «идеал», который в контексте каждой личности рассматривают как «правильную» или «нормативную» отношенческую атрибуцию.

Следующими процедурами теста являются оценки респондентами абстрактного «типичного» представителя собственной этнической общности и «типичных» представителей иноэтнических групп, участвующих в процессе межэтнического взаимодействия.

Такая последовательность процедур основана на предположении, что процесс самооценки или оценки «идеала», произведенной на основе социального сравнения, может быть сопоставлен с оценками «других» как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Вероятно, что при оценке других личностей или целых групп будут использоваться те же самые сравнительные уровни, которые применяются человеком для самооценки.

Инструкция к тесту

«Опишите последовательно по предложенным характеристикам: себя; "идеал"; типичного представителя собственной общности; типичных представителей иноэтнических групп, участвующих в процессе межэтнического взаимодействия. В соответствии с каждой карточкой заполняйте поочередно ряды соответствующей таблицы, оценивая каждое качество по 4-балльной системе;

  • 0 – данное качество отсутствует;
  • 1 – качество выражено слабо;
  • 2 – качество выражено средне;
  • 3 – качество выражено в полной мере».
Тестовый материал

С целью выявления наличия противопоставлений и последующего определения их выраженности как возможного эмпирического индикатора эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа используются двадцать шкал:

  1. осторожный – трусливый;
  2. бесхарактерный – покладистый (мягкий);
  3. любезный – льстивый;
  4. остроумный – ехидный;
  5. сдержанный – равнодушный;
  6. тактичный – лицемерный;
  7. педантичный – пунктуальный;
  8. веселый – шумный;
  9. любознательный – лезет в чужие дела, интересуется тем, что его не касается;
  10. чувствительный – нервный;
  11. смелый – безрассудный;
  12. непринужденный (непосредственный) – наглый (развязный);
  13. беззаботный – легкомысленный (беспечный);
  14. обладает чувством собственного достоинства – относится к окружающим с чувством превосходства;
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Данные качества размещаются на пяти карточках по восемь качеств на каждой. Карточка содержит четыре пары свойств, расположенных с учетом их коннотативных параметров. Например:

  1. Экономный.
  2. Темпераментный.
  3. Упрямый.
  4. Вспыльчивый.
  5. Находчивый.
  6. Настойчивый.
  7. Хитрый.
  8. Жадный.
Интерпретация результатов теста

Данный тест позволяет измерить такие параметры, как амбивалентность, выраженность и направленность. Эти параметры являются содержательными характеристиками этнических стереотипов, измерениями их «образности». Количественные показатели параметров рассматриваются как эмпирические индикаторы эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа.

Амбивалентность предполагает измерение степени эмоциональной определенности стереотипа. Высокие коэффициенты амбивалентности (высокая неопределенность) возможны в случае низкой поляризации оценок противоположных качеств каждой пары, когда не выявляется четкое предпочтение позитивного или негативного полюса оценки.

Низкий коэффициент амбивалентности (высокая определенность стереотипа), наоборот, соответствует несомненной поляризации качеств.

Коэффициент амбивалентности по данной паре качеств определяется формулой:

Ai = min (ai+ + ai) / max (ai+ + ai), где

  • ai+ – оценка респондентом положительного качества,
  • ai – оценка отрицательного качества.

Общий коэффициент амбивалентности А определяется на основе коэффициентов амбивалентности всех 20 шкал.

A = 1 / n (Σ Ai);
A = 0,05 Σ A;
n = 20.

Итак, чем выше общий коэффициент амбивалентности, тем большей неопределенностью характеризуется отношение к данному объекту; чем ниже этот коэффициент, тем отношение более определенно.

Выраженность (интенсивность) стереотипа характеризует силу стереотипа. Расчет коэффициента выраженности ( S ) основан на суммировании четко поляризованных пар качеств. Отдельный коэффициент выраженности по данной паре будет тем выше, чем больше расстояние между оценками качеств. Наибольший вклад в значение коэффициента выраженности вносят те пары качеств, расстояние между оценками которых на континууме выше среднего или максимально. Кроме того, подсчет коэффициентов выраженности производится с учетом знака оценок, в результате чего выявляется не просто интенсивность стереотипа, но и ее позитивная или негативная направленность (валентность).

Коэффициент выраженности поданной паре качеств определяется формулой:

Si = (ai+ – ai) / 3(1 + Ai), где

  • ai+ – оценка респондентом положительного качества,
  • ai – оценка отрицательного качества,
  • Ai – коэффициент амбивалентности данной пары качеств.

Общий коэффициент определяется на основе учета коэффициентов выраженности всех 20 шкал:

S = 1 / n (E Si);
S = 0,05 Σ S;
n = 20.

Направленность стереотипа выражается диагностическим коэффициентом – D . Он основан на определении знака и величины общей эмоциональной направленности субъекта по отношению к данному объекту при оценке всех качеств теста. Диагностический коэффициент определяется следующей формулой (числовое значение диагностического коэффициента близко числовому значению коэффициента выраженности, но диагностический коэффициент «более чувствителен» к изменению знака стереотипа):

D = (Ea+ – Ea) Eai,
D = (Eai+ – Eai)Eai.

  • Ea+ – сумма оценок всех положительных качеств,
  • Ea – сумма оценок всех отрицательных качеств.
  • Eai – общая сумма всех оценок.

При обработке результатов теста строится таблица средних значений коэффициентов амбивалентности (А), выраженности (S) и направленности (D) самооценки, оценки «идеал», автостереотипов и гетеростереотипов.

Источники
  • Диагностический тест отношений (Г.У.Кцоева-Солдатова) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.216-222.
  • Хармз В. Психологическая адаптация эмигрантов. СПб., 2002.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

8 Комментариев
  1. hr, профиль
    909
    399
    9347
    0
    hr · 21:06 · 9 January 2008

    Непонятно, как рассчитать амбивалентность в этом тесте. И что имеется в виду под минимальной и максимальной оценкой респондентом качеств, если там всего одна оценка?0
    P.S. Если кто-то знает ответы на мои вопросы, пожалуйста, напишите.
    Спасибо.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. ВсеТесты.ру, профиль
    912
    399
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 12:58 · 10 January 2008

    Респондент оценивает каждое качество в паре. То есть, в первой паре оценка ставится и качеству “осторожный” и качеству “трусливый”.

    Min, max подразумевается, что выбирается минимальная и максимальная оценка (суммировать то что в скобках – не надо, только выбрать). Если в первой паре качеств первое качество (оно положительное) получило балл 1, а второе (отрицательное) балл – 4, то Амбивалентность будет равна: 1 / 4 = 0.25, если баллы распределились как 4 и 3, то Амбивалентность равна: 3 / 4 = 0.75. Таким образом, чем выше коэффициент амбивалентности, тем меньше поляризация и наоборот.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. m7v777, профиль
    1059
    399
    16797
    0
    m7v777 · 04:09 · 3 March 2008

    Кто не будь более подробно опишет данный тест .Почему два D ?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. ksenia_1986, профиль
    1370
    399
    21931
    0
    ksenia_1986 · 12:30 · 11 May 2008

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, правильно ли я считаю амбивалентность. Например, в первой паре осторожность=2, трусливость=0, соответственно необходо 0/2=0. А не 2/0.
    Амбивалентность рассчитывается отдельно для стереотипов типичного представителя собственной общности и отдельно для стереотипов типичных представителей иноэтнической группы? А потом просто сравниваются?
    Спасибо.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. igor_igor, профиль
    2133
    399
    68877
    0
    igor_igor · 01:28 · 19 April 2009

    Алексей Горбунов! Ваш комментарий помог и мне. Вот только не ясно откуда взялся балл “4”, ведь в инструкции указана система от 0 до 3-х. Или, обрабатывая результаты, нужно менять систему? Вместо 0б. – 1б., 1б. – 2б., …, 3б. – 4б.?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. igor_igor, профиль
    2134
    399
    68877
    0
    igor_igor · 02:27 · 19 April 2009

    Подскажите, пожалуйста, при расчете D указана формула (Ea+ – Ea-)*Eai. – в действительности надо умножать на Eai или же надо делить?
    И еще подскажите, пожалуйста: понятно, чем отличается формула D (1) от формулы D (2) – на бумаге, но если подумать над тем, что означают указанные коэффициенты, то получается, что формулы одинаковые. Вопрос: правильно ли я понял? Если не правильно, то как верно? Заранее благодарю.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. Anastasijka, профиль
    2358
    399
    50977
    0
    Anastasijka · 18:57 · 23 June 2009

    Увадаемые коллеги!
    Кому-то посчастливилось разгадать тайну интерпретации ДТО? Отзовитесь, пожалуйста, мой e-mail – mini@gala.net. Буду безумно признательна за любую помощь!

    УВАЖАЕМЫЙ АЛЕКСЕЙ!
    Скадите, пожалуйста, при подсчете коэффициента амбивалентности нужно суммировать коэффициенты по всем парам и выводить среднее арифметическое? Никак не могу понять формулы :((

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  8. Алиса Д, профиль
    3709
    399
    202041
    0
    Алиса Д · 16:25 · 26 October 2014

    Что значит “чем выше” или “чем ниже”? Где значения низкого, среднего или высокого показателя?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.