Тест Кеттелла (Кеттела). 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. Описание факторов

Описание первичных факторов теста Кеттелла
1. Фактор А: «замкнутость – общительность»
А- / 0-6 баллов А+ / 7-12 баллов
Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов

Полюс А- в техническом названии именуется sizothymia (от латинского слова sizo, что означает скучный, унылый). Полюс А+ именуется affectothymia, и он характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.

В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.

В ответах вопросника личность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом А- любит идеи, предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с А+ общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом А- могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы.

  • 1-3 стена – склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким.
  • 4 стена – сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия).
  • 7 стенов – обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).
  • 8-10 стенов – склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.
2. Фактор В: интеллект
B- / 0-3 балла B+ / 4-8 баллов
Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры. Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

Фактор В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными.

  • 1-3 стена – склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» или отражает низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результате психопатологии.
  • 4 стена – менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).
  • 7 стенов – более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению).
  • 8-10 стенов – быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.
3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»
C- / 0-6 баллов C+ / 7-12 баллов
Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость. Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе).

Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.

В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову).

Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.), можно иметь и низкие оценки по этому фактору.

  • 1-3 стена – имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.
  • 4 стена – чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.
  • 7 стенов – эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.
  • 8-10 стенов – эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»
E- / 0-5 баллов E+ / 6-12 баллов
Мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия. Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

Фактор Е не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии.

  • 1-3 стена – уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов.
  • 4 стена – скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся.
  • 7 стенов – самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).
  • 8-10 стенов – утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.
5. Фактор F: «сдержанность – экспрессивность»
F- / 0-5 баллов F+ / 6-12 баллов
Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах

Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости.

В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи – более низкие.

  • 1-3 стена – неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.
  • 4 стена – трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый;
  • 7 стенов – безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.
  • 8-10 стенов – веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.
6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
G- / 0-6 баллов G+ / 7-12 баллов
Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению. Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Этот фактор напоминает фактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность – безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору.

Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму.

  • 1-3 стена – тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.
  • 4 стена – пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.
  • 7 стенов – сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный.
  • 8-10 стенов – требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.
7. Фактор Н: «робость – смелость»
H- / 0-5 баллов H+ / 6-12 баллов
Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека). Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Фактор H – четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

Низкие оценки этого фактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.

  • 1-3 стена – застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него.
  • 4 стена – застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.
  • 7 стенов – авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный.
  • 8-10 стенов – общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.
8. Фактор I: «жесткость – чувствительность»
I- / 0-5 баллов для мужчин, 0-6 баллов для женщин I+ / 6-12 баллов для мужчин, 7-12 баллов для женщин
Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность. Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.

Согласно ряду исследований, люди с высокими показателями по этому фактору обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика.

Этот фактор отражает различия в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Интересен тот факт, что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом, атлетичны.

Характеристики этого фактора ближе к фактору второго порядка «низкая эмоциональность – высокая эмоциональность»; данный фактор является там главенствующим.

Личность с высокими показателями по этому фактору характеризуется как физически и умственно утонченная, склонная к рефлексии, задумывающаяся над своими ошибками и путями избежания таковых.

Отметим, что оценки по данному фактору у женщин выше, чем у мужчин, при этом они зависят от окружающих условий и культурного уровня. Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативу генетического происхождения этого свойства личности. Следует отметить, что мужчины, имеющие высокие оценки, чаще всего относятся к художественному типу личности. По роду занятий высокие оценки по этому фактору объединяют художников, артистов, музыкантов, писателей врачей-диагностов и психиатров, адвокатов. Лица с I- больше склонны к невротическим рассогласованиям (при исследовании по тесту Айзенка эти люди имеют высокие показатели по такой характеристике, как нейротизм). В целом этот фактор определяет степень эмоциональной утонченности личности.

  • 1-3 стена – практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе.
  • 4 стена – сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности.
  • 7 стенов – слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный.
  • 8-10 стенов – слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.
9. Фактор L: «доверчивость – подозрительность»
L- / 0-5 баллов L+ / 6-12 баллов
Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности. Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружа-юих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.

Кеттелл назвал этот фактор alaxia (L-) – protensia (L+). Термин protensia означает «защита» и «внутренняя напряженность»; высокие показатели по этому фактору могут коррелировать с невротическими характеристиками. В то же время высокие оценки по этому фактору часто встречаются у людей независимого поведения, у тех, кто по роду деятельности связан с созиданием чего-либо, например, в области религии и науки. Ряд черт характера, которые относят к доминированию (фактор Е), в действительности следует связывать именно с этим фактором. Полюс L- характеризует личность добродушную, открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе.

В целом фактор L отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Низкий полюс (L-) характеризует личность добродушную, но склонную к конформизму.

  • 1-3 стена – склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе.
  • 4 стена – доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый.
  • 7 стенов – подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману.
  • 8-10 стенов – недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.
10. Фактор М: «практичность – мечтательность»
M- / 0-5 баллов M+ / 6-12 баллов
Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность. Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.

Картина этого фактора достаточно сложна. В основном личности с M+ имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведении могут быть «богемны», нонконформны. Высокие оценки по этому фактору имеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокого ранга, редакторы и т. д. Низкие оценки имеют лица, занятые механическими расчетами, где необходимо внимание, сосредоточенность. Замечено также, что лица с низкими оценками по этому фактору реже попадают в автомобильные катастрофы. Их характеризует уравновешенность и здравомыслие. Однако, в неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.

В целом фактор ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни.

  • 1-3 стена – беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение.
  • 4 стена – практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальными обстоятельствами.
  • 7 стенов – человек с развитым воображением, погруженный во внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемный.
  • 8-10 стенов – склонен к неприятному для окружающих поведению (не каждодневному), неконвенциальный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный, обладает творческим воображением. Обращает внимание на «основное» и забывает о конкретных людях и реальностях. Изнутри направленные интересы иногда ведут к нереалистическим ситуациям, сопровождающимся экспрессивными взрывами. Индивидуальность ведет к отвержению его в групповой деятельности.
11. Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность»
N- / 0-5 баллов N+ / 6-12 баллов
Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся. Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.

Фактор ориентирован на измерение отношений личности к людям и окружающей действительности. Пока этот фактор недостаточно исследован. Однако можно говорить о том, что фактор характеризует некоторую форму тактического мастерства личности (фактор положительно коррелирует с умственными способностями и доминантностью и с определенной неуверенностью личности в себе). Высокие оценки по этому фактору характеризуют дипломатов в противоположность «естественному и прямолинейному» человеку с наивной эмоциональной искренностью, прямотой и непринужденностью. Кеттелл охарактеризовал людей с высокими оценками по фактору N так: «Они могут быть либо Сократом, либо ловким мальчишкой, а люди с низким полюсом отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой».

Существуют данные о том, что люди с низкими оценками по этому фактору вызывают больше доверия и симпатии, особенно у детей. Людей с высокими оценками можно охарактеризовать как интеллектуальных, независимых, со сложной натурой. В субкультурных исследованиях была выявлена связь высоких показателей по этому фактору со способностью к выживанию и определенной изощренностью. По динамическим характеристикам люди с высокими показателями являются лидерами в аналитической, целенаправленной дискуссии и в формировании функциональных групповых решений (у театральных режиссеров, кинорежиссеров, дипломатов как правило высокие оценки по этому фактору).

Люди с низкой оценкой по фактору N медлительны, консервативны, препятствуют принятию решения группой.

Положительный полюс Кеттелл образно назвал полюсом Маккиавелли, а отрицательный – полюсом Руссо.

  • 1-3 стена – склонен к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногда грубоват и резок, обычно естественен и спонтанен.
  • 4 стена – прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный.
  • 7 стенов – хитрый, нерасчетливый, светский, проницательный (утонченный).
  • 8-10 стенов – утонченный, опытный, светский, хитрый. Склонен к анализу. Интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму.
12. Фактор О: «спокойствие – тревожность»
O- / 0-6 баллов O+ / 7-12 баллов
Беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины. Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

Ранее при интерпретации этого фактора употреблялись такие термины как «депрессивная тенденция», «плохое настроение», «самоуничижение» и даже «невротическое состояние». Низкие оценки характерны для людей, которые «управляют своими неудачами». Личность с высокими оценками по этому фактору чувствует свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряет присутствие духа, полна сожалений и сострадания; для нее характерна комбинация симптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов. Этот фактор шире, чем чувство вины в общепринятом смысле. В этом факторе важен и компонент устойчивости; люди с высокими показателями часто застенчивы, им трудно вступить в контакт с другими людьми.

Низкие оценки по этому фактору характеризуют тех людей, которые могут справляться со своими неудачами, в отличие от тех, кто переживает неудачи как внутренний конфликт. Существуют данные, свидетельствующие о том, что антиобщественные личности не страдают от чувства вины.

По роду занятий высокую оценку по этому фактору имеют религиозные лица, художники, артисты, литераторы. Высокие оценки во многом определяют успешное лидерство в сложных ситуациях и стремление личности к самоактуализации. В то же время эти оценки свойственны невротикам, алкоголикам и людям с некоторыми видами психопатии. Кеттелл считает, что этот фактор можно в определенных пределах назвать фактором Гамлета и он может иметь социально-моральное значение, которое туитивно чувствуют почитатели Достоевского. Следует учитвать, что высокие оценки по этому фактору могут иметь ситуативное происхождение.

  • 1-3 стена – безмятежный, со спокойным настроением, его трудно вывести из себя, невозмутимый. Уверенный в себе и своих способностях. Гибкий, не чувствует угрозы, иногда до такой степени, что не чувствителен к тому, что группа идет другим путем и что он может вызвать неприязнь.
  • 4 стена – безмятежный, доверчивый, спокойный.
  • 7 стенов – тревожный, депрессивный, обеспокоенный (тенденция аутопунитивности), чувство вины.
  • 8-10 стенов – депрессивен, плохое настроение преобладает, мрачные предчувствия и размышления, беспокойство. Тенденция к тревожности в трудных ситуациях. Чувство, что его не принимает группа. Высокий балл распространен в клинических группах всех типов.
13. Фактор Q1: «консерватизм – радикализм»
Q1- / 0-6 баллов Q1+ / 7-12 баллов
Консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение в отношении к новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, узость интеллектуальных интересов, ориентация на конкретную реальную деятельность. Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.

В исследованиях было получено доказательство того, что личности с высокими показателями по этому фактору лучше информированы, меньше склонны к морализаторству, выражают больший интерес к науке, нежели к догмам. Более того, они готовы к нарушению привычек и устоявшихся традиций, им свойственна независимость суждений, взглядов и поведения.

Фактор определяет радикальное, интеллектуальное, политическое и религиозное отношения.

Высокие оценки по этому фактору наблюдаются у руководителей, администраторов, ученых, преподавателей университетов и особенно – у исследователей и теоретиков. Низкие – у малоквалифицированных специалистов и обслуживающего персонала (няни, санитарки и т. д ).

Есть предположение, что данный фактор имеет генетическое происхождение и в бытовом сознании соотносится с такими характеристиками человека как «умный» (Q1+ ) и «глупый» (Q1-). Обращает на себя внимание то, что деловые лидеры имеют высокие оценки по этому фактору.

В поведенческом рисунке человек с низкими оценками по этому фактору характеризуется как «консерватор», с высокими оценками – как «радикал».

  • 1-3 стена – убежден в правильности того, чему его учили, и принимает все как проверенное, несмотря на противоречия. Склонен к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживается традиций.
  • 4 стена – консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям.
  • 7 стенов – экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий.
  • 8-10 стенов – поглощен интеллектуальными проблемами, имеет сомнения по различным фундаментальным вопросам. Он скептичен и старается вникнуть в сущность идей старых и новых. Он часто лучше информирован, менее склонен к морализированию, более – к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и к изменениям.
14. Фактор Q2: «конформизм – нонконформизм»
Q2- / 0-5 баллов Q2+ / 6-12 баллов
Зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение. Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.

Низкие оценки по этому фактору имеют личности общительные, для которых много значит одобрение общества, это светские люди. Высокие оценки имеют люди, которые часто разобщены с группой и по роду занятий являются индивидуалистами -писатели, ученые и преступники!

Этот фактор является центральным в факторе второго порядка «зависимость – независимость».

Следует особо учитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определенную социабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни.

По существу, Кеттелл считает, что этот фактор является «мыслящей интроверсией» и в формировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, так и общественные традиции. Таких людей характеризует довольно высокая степень осознанности в выборе линии поведения.

  • 1 -3 стена – предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение и восхищение, зависит от них. Склонен идти с группой. Необязательно общителен, скорее ему нужна поддержка со стороны группы.
  • 4 стена – зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость).
  • 7 стенов – самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый.
  • 8-10 стенов – независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но не обязательно играет доминирующую роль в отношении других (см. фактор Е). Нельзя считать, что люди ему не нравятся, он просто не нуждается в их согласии и поддержке.
15. Фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»
Q3- / 0-5 баллов Q3+ / 6-12 баллов
Низкая дисциплинированность, потворство следует своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение. Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Низкие оценки по этому фактору указывают на слабую волю и плохой самоконтроль. Деятельность таких людей неупорядочена и импульсивна. Личность с высокими оценками по этому фактору имеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.

Этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности.

Люди с высокими оценками по этому фактору склонны к организаторской деятельности и добиваются успеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность, уравновешенность. Фактор характеризует осознанность человека в регулировании силы «я» (фактор С) и силы «сверх-я» (фактор G) и определяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем.

  • 1-3 стена – не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к другим. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.
  • 4 стена – внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция).
  • 7 стенов – контролируемый, социально точный, следующий «Я»-образу (высокая интеграция).
  • 8-10 стенов – имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социально внимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют «самоуважением», и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству.
16. Фактор Q4: «расслабленность – напряженность»
Q4- / 0-7 баллов Q4+ / 8-12 баллов
Расслабленность, вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность, невозмутимость. Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

Высокая оценка (9-12 баллов) интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требует определенной разрядки; иногда это состояние может превратиться в психосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность. Такие люди редко становятся лидерами.

Исследования показали, что низкая оценка (0-5 баллов) характерна для людей с невысоким уровнем мотивации достижения, довольствующихся имеющимся Лица со значениями этого фактора от 5 до 8 баллов характеризуются оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью.

  • 1-3 стена – склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. В некоторых ситуациях его сверхудовлетворенность может вести к лени, к достижению низких результатов. Напротив, высокий уровень напряжения может нарушить эффективность учебы или работы.
  • 4 стена – расслабленный (ненапряженный), нефрустрированный.
  • 7 стенов – напряженный, фрустрированный, побуждаемый, сверхреактивный (высокое энергетическое напряжение).
  • 8-10 стенов – склонен к напряженности, возбудимости.
17. Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»
MD- / 0-4 баллов MD+ /10-14 баллов
Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе. Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой.

Фактор MD является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Средние значения данного фактора (от 5 до 9 баллов) характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.

Описание вторичных факторов теста Кеттелла

F1. Тревога

Низкие баллы – в общем этот человек удовлетворен тем, что есть, и может добиться того, что ему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостаток мотивации в трудных ситуациях.
Высокие баллы – высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеет неприспособленность, т. к. человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам.

F2. Экстраверсия – интроверсия

Низкие баллы – склонность к сухости, к самоудовлетворению, замороженности межличностных контактов. Это может быть благоприятно в работе, требующей точности.
Высокие баллы – социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях, требующих темперамента такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятным прогнозом в деятельности, например в учебе.

F3. Чувствительность

Низкие баллы – тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий.
Высокие баллы – предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления.

F4. Конформность

Низкие баллы – зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая свое поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают.
Высокие баллы – агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляет значительную инициативу.

46 Комментариев
  1. maks2510, профиль
    267
    357
    2740
    0
    maks2510 · 22:06 · 27 May 2007

    огромное спасибо за такой отличный сайт!!! очень помогает в трудную минуту!

     
    Нет Да 0.3

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. umkat, профиль
    344
    357
    3351
    0
    umkat · 14:59 · 14 June 2007

    Интересно, а по вторичным факторам какие баллы будут высокими, а какие низкими?
    Спасибо за тест.

     
    Нет Да 0.2

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. Compouser, профиль
    647
    357
    8282
    0
    Compouser · 13:18 · 8 November 2007

    Спасибо за реальную помощь психологам и всем, кто интересуется психологией! Очень удачный сайт!

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. Zaxid, профиль
    662
    357
    8479
    0
    Zaxid · 09:48 · 12 November 2007

    Огромадное Вам спасибо!Вы помогли мне выполнить домашнее задание!Очень удобный сайт!Я рада,что я зашла именно к Вам!

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. guliy0707, профиль
    667
    357
    8689
    0
    guliy0707 · 14:20 · 13 November 2007

    Спасибо за тест, давно его искала. Как только отредактирую его для удобства подсчета баллов, так начну искать другие. А мне их надо порядком.

     
    Нет Да -0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. Jdanovaolga, профиль
    809
    357
    4531
    0
    Jdanovaolga · 04:25 · 10 December 2007

    Подскажите пожалуйста как высчитывать вторичные факторы?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. Psixei, профиль
    812
    357
    8944
    0
    Psixei · 05:21 · 10 December 2007

    Откуда разделения на шкал на – и + ?
    Почему везде максимум 12???
    Почти везде. Не понятно как узнать какой у меня результат. Если по стенам то там только 10 их.
    5 и 6 стены что значат?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  8. ВсеТесты.ру, профиль
    814
    357
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 11:00 · 10 December 2007

    Jdanovaolga: Формула расчета вторичных факторов приведена в описании Тест Кеттелла. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. 16 ФЛО-187-A.

    Введите в Поиск по сайту “Кеттелл” и ознакомьтесь со всеми материалами, которые есть у нас по данному тесту. В них есть ответы на все возможные вопросы.

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  9. ВсеТесты.ру, профиль
    815
    357
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 11:15 · 10 December 2007

    Psixei:

    + и - над буквой шкалы указывает идет ли речь о высоких значениях по данному фактору (+) или о низких (-).

    Баллы – это сырые значения по тесту. В данном описании они указаны применительно к Тест Кеттелла. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. 16 ФЛО-105-С.

    Средние значения – это зона неопределенности. Они означают, что респонденту в некоторой степени могут быть присущи особенности как одного, так и другого полюса данной шкалы.

    Тест Кеттелла относится к наиболее сложным психологическим методикам. У нас на сайте представлено исчерпывающее описание теста Кеттелла, однако основываясь на этом материале невозможно освоить и научиться работать с тестом. Данный материал является лишь справочным пособием для студентов и специалистов, которые с этой методикой уже знакомы.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  10. Jdanovaolga, профиль
    819
    357
    4531
    0
    Jdanovaolga · 23:22 · 10 December 2007

    Спасибо нашла фомулы. Помогите пожалуйста разобраться в следующем вопросе: в блоке коммуникативные свойства личности у моего испытуемого результат E+, Q2-,G-, L+, N+
    В тексте такого результата нет. Есть два одинаковых похожих на мой , но G+, и с разной интерпретацией :
    E+, Q2-, G+, L+, N+
    Независимость характера, настороженность по отношению к людям, гибкость и дипломатичность в общении, проявление конформных реакций подчинение требованиям и мнению группы, принятие общепринятых моральных правил и норм, стремление к лидерству и доминированию (авторитарности) как проявление конформности.

    E+, Q2-, G+, L+, N+
    Независимость характера, настороженность и проницательность по отношению к людям, зависимость от группы и общественного мнения конформность и некоторая социальная незрелость. Могут быть невротические реакции (при низких оценках по фактору MD и высоких – по фактору О).

    Как быть? с моим результатом? Спасибо!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  11. fanya, профиль
    1039
    357
    12375
    0
    fanya · 15:04 · 21 February 2008

    Алексей Горбунов
    “Баллы – это сырые значения по тесту. В данном описании они указаны применительно к Тест Кеттелла. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. 16 ФЛО-105-С”

    Уважаемый, вот это премечание должно быть не каментом, к вопросу пользователя, а стоять перед интерпритацией.

     
    Нет Да 0.2

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  12. sponch_bob, профиль
    1079
    357
    11485
    0
    sponch_bob · 04:19 · 11 March 2008

    фактор Q1:
    В поведенческом рисунке человек с низкими оценками по этому фактору характеризуется как «консерватор», с низкими оценками – как «радикал».
    Очевидно, опечатка: у радикалов будут высокие показатели по данному фактору.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  13. ВсеТесты.ру, профиль
    1080
    357
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 10:37 · 11 March 2008

    Да, опечатка. Исправлено.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  14. buyanistaya, профиль
    1082
    357
    17931
    0
    buyanistaya · 14:35 · 11 March 2008

    Что-то я не поняла,а откуда взять MD???

     
    Нет Да 0.5

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  15. buyanistaya, профиль
    1083
    357
    17931
    0
    buyanistaya · 15:52 · 11 March 2008

    и какие во вторичных факторах баллы считать низкими,а какими высокими??(хотя б приблизительные цифры?)

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  16. wit, профиль
    1453
    357
    33642
    0
    wit · 18:43 · 11 June 2008

    где можно найти таблицы длч перводов из сырых оценок в стены с учетом возраста и пола для теста Кеттела ФЛО -105-с

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  17. ВсеТесты.ру, профиль
    1454
    357
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 19:12 · 11 June 2008

    Лена Степанова: Внимательно Читайте комментарии, в них ответы на все вопросы!!!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  18. Inguna, профиль
    1483
    357
    27169
    0
    Inguna · 16:53 · 25 July 2008

    А где можно найти информацию по интерпретации определенного сочетания факторов? Например, о чем, скорее всего, говорит Q4+ и С-? Я могу сама додуматься, но хотелось бы посмотреть именно проверенные данные именно по сочетанию факторов.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  19. AngerNight, профиль
    1519
    357
    39022
    0
    AngerNight · 16:28 · 13 September 2008

    Выложите пожалуйста 16 FPQ – интерпретацию, но ФОРМУ А !!!!!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  20. jakatta, профиль
    1622
    357
    46220
    0
    jakatta · 22:47 · 23 November 2008

    прочитала комментарии и немного запуталась. Так данная интерпретация факторов применима только к форме С или и к форме А, и к форме С?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  21. ВсеТесты.ру, профиль
    1623
    357
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 22:59 · 23 November 2008

    Ко всем формам теста Кеттелла!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  22. jakatta, профиль
    1628
    357
    46220
    0
    jakatta · 19:10 · 24 November 2008

    Все понятно. Спасибо. :))

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  23. Nomad87, профиль
    1738
    357
    42307
    0
    Nomad87 · 12:54 · 24 December 2008

    Пожалуйста дайте формулу вычисления вторичных баллов

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  24. ВсеТесты.ру, профиль
    1740
    357
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 16:35 · 24 December 2008

    Nomad87: внимательно прочтите предыдущие комментарии!!!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  25. SuroviyMugik, профиль
    2015
    357
    67021
    0
    SuroviyMugik · 12:00 · 26 March 2009

    Пожалуйста,подскажите как расчитать F1 F2 F3?????? Очень прошу!)

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  26. ВсеТесты.ру, профиль
    2020
    357
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 13:02 · 28 March 2009

    Внимательно прочтите все комментарии. Все описано!!!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  27. vfhbcf, профиль
    2065
    357
    13644
    0
    vfhbcf · 03:15 · 11 April 2009

    Совершенно непонятно по вторичным факторам какие баллы будут высокими, а какие низкими? Подскажите пожалуйста-ааа!!!! Ну, хоть, примерно!!!

     
    Нет Да 0.4

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  28. vfhbcf, профиль
    2067
    357
    13644
    0
    vfhbcf · 03:36 · 11 April 2009

    И ещё: у меня по фактору “А” стена 5, а там только 4 и далее 7. Что это значит?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  29. ВсеТесты.ру, профиль
    2092
    357
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 10:29 · 14 April 2009

    Это значит, что 5-6 стенов это средние значения, которым свойственны характеристики и высоких значений и низких. Т.е. зона неопределенности. У человека есть и то и другое, что доминирует – сказать нельзя.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  30. adrasteia, профиль
    2220
    357
    3298
    0
    adrasteia · 18:21 · 5 May 2009

    Меня вот тоже волнует, какие оценки считать низкими, а какие высокими при интерпретации вторичных факторов?

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  31. lina85, профиль
    2274
    357
    76442
    0
    lina85 · 20:26 · 22 May 2009

    Подскажите пожалуйста, какие оценки считаются низкими, а какие высокими во вторичных факторах?????????!!!!

     
    Нет Да 0.7

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  32. bgick, профиль
    2290
    357
    77168
    0
    bgick · 12:05 · 27 May 2009

    подскажите пожалуйста, что в таблице перевода сырых балов в стены значит M и Q, последние 2 столбца, и где они применяются

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  33. natalyk8, профиль
    3132
    357
    121613
    0
    natalyk8 · 12:24 · 13 May 2011

    Спасибо большое за материал, из всех сайтов, что мне попадались, у вас наиболее подробный и развернутый.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  34. kantsireva, профиль
    3175
    357
    123326
    0
    kantsireva · 14:18 · 28 May 2011

    уже дофига людей спросили про высокие и низкие оценки по вторичным шкалам: как именно их делить на высокие и низкие? есть ли какие-либо диапазоны??? ну неужто никто не знает???

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

    • kantsireva, профиль
      3176
      357
      123326
      3175
      kantsireva · 15:14 · 28 May 2011

      И ЕЩЕ, MD – ЭТОЙ ШКАЛЫ НЕТ В КЛЮЧАХ, КАК ЕЕ СЧИТАТЬ???

       

      Да, полезный комментарий!

      Нет, бесполезный комментарий!

      Отправляется...

      Ваш голос учтен

  35. kipyato4ka, профиль
    3199
    357
    101076
    0
    kipyato4ka · 21:30 · 8 June 2011

    Напишите пожалуйста источник, из которого взята эта интерпретация факторов. Спасибо.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  36. yanet87, профиль
    3347
    357
    144580
    0
    yanet87 · 12:42 · 27 February 2012

    Можно вставить свои пять копеек?
    По вопросу о шкале MD – это шкала лживости,в идеале сумма баллов по даннй шкале не должна превышать 3, значит респондент старался ответить максимально искренне и определённо. Если же сумма баллов больше 5, то можно предположить, что данная методика была выполнена респондентом недостаточно честно и откровенно.
    Если я не права, поправьте меня, давно работала с этой методикой, могла что-то не так объяснить, но в целом, вроде, правильно вспомнила.

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  37. yanet87, профиль
    3348
    357
    144580
    0
    yanet87 · 12:42 · 27 February 2012

    Можно вставить свои пять копеек?
    По вопросу о шкале MD – это шкала лживости,

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  38. indira_1981t, профиль
    3380
    357
    146322
    0
    indira_1981t · 13:56 · 15 March 2012

    я не могу понять как выщитать мд. Помогите пожалуйста

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  39. naumova1, профиль
    3383
    357
    53292
    0
    naumova1 · 10:17 · 21 March 2012

    Шкала MD: 7(в); 24(в); 61(в); 62(а); 81(а); 97(а); 111(а); 114(в); 123(в); 130(а); 133(в); 149(в); 173(а); 174(в); 184(а).
    Шкала FB: 14(а); 38(а); 42(в); 51(б); 52(в); 55(в); 68(в); 80(а); 89(в); 117(а); 119(а); 123(а); 143(а); 176(в).
    По шкале MD не должно быть больше 9 сырых баллов.
    по шкале FB не должно быть больше 5 сырых баллов.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  40. naumova1, профиль
    3384
    357
    53292
    0
    naumova1 · 10:20 · 21 March 2012

    И еще один момент на всякий случай: по этим шкалам за совпадение с ключом ответов начисляется 1 балл.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  41. nstenka93, профиль
    3440
    357
    154488
    0
    nstenka93 · 17:58 · 23 May 2012

    Чем чаще будем спрашивать, тем вероятнее наличие ответа: какие баллы будут высокими, а какие низкими по вторичным факторам? ))) На самом деле нужно.

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  42. boruch.n, профиль
    3513
    357
    167903
    0
    boruch.n · 13:05 · 13 December 2012

    Спасибо вам за информацию,очень помогла!!! Но сайт, на мой взгляд, не удобен в использовании – долго пришлось разбираться.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  43. andrey.saukoff, профиль
    3516
    357
    168083
    0
    andrey.saukoff · 19:33 · 16 December 2012

    бред какой то, а если у меня к примеру по фактору А 16 баллов, то как это соотнести с интерпритацией???? там написанно от 0 до 6 это (-),и от 6 до 12(+), а 16 то как соотнести с этим?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  44. Ahmed6666, профиль
    3525
    357
    168900
    0
    Ahmed6666 · 02:15 · 6 January 2013

    andrey.saukoff по фактору а не может быть 16 баллов, там всего 6 вопросов, максимум 12 баллов по фактору А

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  45. rockrulit, профиль
    3541
    357
    171364
    0
    rockrulit · 08:52 · 14 February 2013

    Чем чаще будем спрашивать, тем вероятнее наличие ответа: какие баллы будут высокими, а какие низкими по вторичным факторам? ))) На самом деле нужно.

     
    Нет Да 0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.