Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)

Шкалы: тревожность - общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая

Темы:

Тестируем: · Возраст: ,
Тип теста: · Вопросов: 40
Комментарии: 3 · написать

Назначение теста

Определение уровня личностной тревожности.

Описание теста

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

  • Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0.
  • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.
  • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.
  • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.
  • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Тестовый материал

Варианты ответов:

НетНемногоДостаточноЗначительноОчень
01234

Форма А

СитуацияОтвет
ПримерПерейти в новую школу 
1Отвечать у доски 
2Оказаться среди незнакомых ребят 
3Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 
4Слышать заклятия 
5Разговаривать с директором школы 
6Сравнивать себя с другими 
7Учитель смотрит по журналу, кого спросить 
8Тебя критикуют, в чем-то упрекают 
9На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 
10Видеть плохие сны 
11Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 
12После контрольной, теста – учитель называет отметки 
13У тебя что-то не получается 
14Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 
15На тебя не обращают внимания 
16Ждешь родителей с родительского собрания 
17Тебе грозит неуспех, провал 
18Слышать смех за своей спиной 
19Не понимать объяснений учителя 
20Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 
21Слышать предсказания о космических катастрофах 
22Выступать перед зрителями 
23Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 
24С тобой не хотят играть 
25Проверяются твои способности 
26На тебя смотрят как на маленького 
27На экзамене тебе достался 13-й билет 
28На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 
29Оценивается твоя работа 
30Не можешь справиться с домашним заданием 
31Засыпать в темной комнате 
32Не соглашаешься с родителями 
33Берешься за новое дело 
34Разговаривать с школьным психологом 
35Думать о том, что тебя могут «сглазить» 
36Замолчали, когда ты подошел (подошла) 
37Слушать страшные истории 
38Спорить со своим другом (подругой) 
39Думать о своей внешности 
40Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Форма Б

СитуацияОтвет
ПримерПерейти в новую школу 
1Отвечать у доски 
2Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку 
3Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 
4Слышать заклятия 
5Разговаривать с директором школы 
6Сравнивать себя с другими 
7Учитель делает тебе замечание 
8Тебя критикуют, в чем-то упрекают 
9На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 
10Видеть плохие или «вещие» сны 
11Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 
12После контрольной, теста учитель называет отметки 
13У тебя что-то не получается 
14Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил 
15На тебя не обращают внимания 
16Ждешь родителей с родительского собрания 
17Тебе грозит неуспех, провал 
18Слышать смех за своей спиной 
19Не понимать объяснений учителя 
20Думаешь о своем будущем 
21Слышать предсказания о космических катастрофах 
22Выступать перед большой аудиторией 
23Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 
24Ссориться с родителями 
25Участвовать в психологическом эксперименте 
26На тебя смотрят как на маленького 
27На экзамене тебе достался 13-й билет 
28На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 
29Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) 
30Не можешь справиться с домашним заданием 
31Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи 
32Не соглашаешься с родителями 
33Берешься за новое дело 
34Разговаривать со школьным психологом 
35Думать о том, что тебя могут «сглазить» 
36Замолчали, когда ты подошел (подошла) 
37Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса 
38Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях 
39Смотреться в зеркало 
40Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого 

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Ключ к тесту

Ключ является общим для обеих форм.

  • Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
  • Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
  • Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
  • Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Обработка и интерпретация результатов теста

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Общая тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-330-260-340-260-340-370-330-27
234-4027-3235-4327-3235-4338-4534-3928-34
341-4833-3944-5033-3844-5246-5340-4635-41
449-5540-4551-5839-4453-6154-6147-5342-47
556-6246-5259-6645-5062-7062-6954-6048-54
663-7053-5867-7451-5671-8070-7761-6755-61
771-7759-6575-8157-6281-8878-8586-7462-68
878-8466-7182-8963-6789-9886-9375-8069-75
985-9272-7790-9768-7399-10794-10181-8776-82
1093 и более78 и более98 и более74 и более108 и более102 и более88 и более83 и более

Школьная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-80-70-20-70-80-70-70-6
29-118-103-58-99-108-98-97
312-1311-126-79-1011-1310-1210-118
414-1613-148-1011-1214-1513-1512-139
517-1815-1611-121316-1816-171410
619-2017-1813-1514-1519-2018-2015-1611
721-2219-2016-171621-2221-2217-1812-13
823-2521-2218-2017-1823-2523-2519-2014
926-2723-2421-2219-2026-2726-2821-2215
1028 и более25 и более23 и более21 и более28 и более29 и более23 и боле16 и более

Самооценочная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-100-70-90-50-80-70-60-7
2118-910-116-79-108-107-88-9
312-131012-13811-1311-139-1110-12
41411-1214-169-1014-1614-1612-1313-15
515-161317-1811-1217-1817-1914-1616-17
617-1814-1519-2010-1119-2120-2217-1818-20
71916-1721-2213-1422-2423-2519-2121-23
820-211823-241525-2626-2822-2324-25
922-2319-2025-2716-1727-2929-3124-2626-28
1024 и более21 и более28 и более18 и более30 и более32 и более27 и боле29 и более

Межличностная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-80-70-80-80-60-80-60-7
2989-1097-99-117-88-9
310911-121010-1212-149-1110-12
4111013-1411-1213-1515-1712-1313-15
512-1311-12151316-1718-2014-1516-17
6141316-1714-1518-2021-2316-1818-20
7151418-191621-2324-2619-2021-23
816-171520-2117-1824-2627-2921-2324-26
9181622-231927-2930-3224-2527-28
1019 и более17 и более24 и более20 и более30 и более33 и более26 и боле29 и более

Магическая тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-70-60-70-40-50-60-60-5
2878-95-66-77-87-96-7
39-108-910-118-109-1010-118-94
411-121012-138-911-1311-1212-1410
513-1411-1214-151014-1513-1415-1611-12
615-161316-1711-1216-1815-1617-1913
717-181418-201319-2117-1820-2214-15
819-2015-1621-2214-1522-2319-2023-2416-17
921-221723-241624-2621-2325-2718
1023 и более18 и более25 и более17 и более27 и более24 и более28 и более19 и более
Источники
  • Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

3 Комментария
  1. sdrakina, профиль
    2800
    336
    104591
    0
    sdrakina · 21:41 · 20 December 2010

    Так что же считать высокой тревожностью?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

    • naumova1, профиль
      2912
      336
      53292
      2800
      naumova1 · 09:40 · 18 February 2011

      “Сырые” баллы переводятся в стены. По шкале стенов 1-3 стена – низкий уровень, 4-7 – средний, 8-10 – высокий. 5,5 – средняя норма.

       

      Да, полезный комментарий!

      Нет, бесполезный комментарий!

      Отправляется...

      Ваш голос учтен

  2. sakura.90, профиль
    3370
    336
    144468
    0
    sakura.90 · 17:02 · 7 March 2012

    сколько времени занимает эта методика?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.