Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)

Шкалы: уровень тревожности

Темы:

Тестируем: · Возраст: ,
Тип теста: · Вопросов: 53
Комментарии: 2 · написать

Назначение теста

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Описание теста

Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор ( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. Поданным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Инструкция к тесту

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

УтвержденияВерноНеверно
1. Ты мальчик.  
2. Тебе нравится играть на улице, а не дома.  
3. Твой любимый урок – математика.  

Примечание

  • Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
  • Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.
Тестовый материал
УтвержденияВерноНеверно
1Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
2Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
3Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
4Ты легко краснеешь.
5Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
6Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
7Ты очень сильно стесняешься.
8Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
9Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.
10В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
11В глубине души ты многого боишься.
12Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
13Ты боишься остаться дома в одиночестве.
14Тебе трудно решиться на что-либо.
15Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
16Часто тебя что-то мучает, а что – не можешь понять.
17Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
18Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
19Тебя легко разозлить.
20Часто тебе трудно дышать.
21Ты всегда хорошо себя ведешь.
22У тебя потеют руки.
23В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
24Другие ребята удачливее тебя.
25Для тебя важно, что о тебе думают другие.
26Часто тебе трудно глотать.
27Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
28Тебя легко обидеть.
29Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
30Ты никогда не хвастаешься.
31Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
32Вечером тебе трудно уснуть.
33Ты очень переживаешь из-за оценок.
34Ты никогда не опаздываешь.
35Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
36Ты всегда говоришь только правду.
37Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
38Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
39Ты боишься темноты.
40Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
41Иногда ты злишься.
42У тебя часто болит живот.
43Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
44Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
45У тебя часто болит голова.
46Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.
47Ты иногда не выполняешь свои обещания.
48Ты часто устаешь.
49Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
50Тебе нередко снятся страшные сны.
51Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
52Бывает, что ты врешь.
53Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.
Ключ к тесту

Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS)

  • Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36.
  • Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52.

Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

Ключ к субшкале тревожности

  • Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Предварительный этап

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

1. Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».

2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет8-9 лет10-11 лет12 лет
дмдмдмдм
10-20-300-10-30-20-60-5
23-44-61-32-44-73-67-9 6-8
35-77-94-75-78-107-910-139-11
48-1010-128-118-1111-1410-1314-1612-14
511-1413-1512-1512-1415-1814-1617-2015-17
615-1816-1816-1915-1719-2117-2021-2318-20
719-2119-2120-2218-2022-2521-2324-2721-22
822-2522-2423-2621-2326-2824-2728-3023-25
926-2924-2627-3024-2629-3228-3031-3326-28
1029 и более27 и более31 и более27 и более33 и более31 и более34 и более29 и более

Примечание к таблице норм:

  • д – нормы для девочек,
  • м – нормы для мальчиков.

4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Характеристика уровней тревожности

СтеныХарактеристикаПримечание
1-2Состояние тревожности испытуемому не свойственноПодобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера
3-6Нормальный уровень тревожностиНеобходим для адаптации и продуктивной деятельности
7-8Несколько повышенная тревожностьЧасто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
9Явно повышенная тревожностьОбычно носит «разлитой», генерализованный характер
10Очень высокая тревожностьГруппа риска
Источники
  • Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

2 Комментария
  1. sakura.90, профиль
    3371
    335
    144468
    0
    sakura.90 · 17:03 · 7 March 2012

    Сколько времени требуется на проведение этой методики?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. lev...989, профиль
    3395
    335
    149650
    0
    lev...989 · 13:15 · 3 April 2012

    нужно ли субшкалу”социальной желательности”суммировать с субшкалой тревожности, чтобы перевести в стены?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.