Исключение лишнего

Шкалы: уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению существенных признаков)

Темы:

Тестируем: · Возраст: ,
Тип теста: , · Вопросов: 20
Комментарии: 7 · написать

Назначение теста

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.

I . Предметный вариант
Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

Тестовый материал

Стимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнего
Стимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнегоСтимульный материал к тесту мышления - Исключение лишнего

II. Словесный вариант
Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал
  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  16. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число балловХарактеристика решения задач
III
  Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
5объединяемых в одну группу предметов (слов);
5«лишнего» предмета (слова).
  Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
4для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
4для обозначения «лишнего» предмета (слова).
  Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5объединяемых в одну группу предметов (слов);
2,5«лишнего» предмета (слова).
  То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1предметов (слов) объединенных в одну группу;
1«лишнего» предмета (слова).
  Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
0предметов (слов) объединенных в одну группу;
0«лишнего» предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Источники
  • Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

7 Комментариев
  1. an4ik, профиль
    1289
    304
    24804
    0
    an4ik · 12:37 · 27 April 2008

    Нигде не могу найти конкретно, как обработать предметный вариант методики “Исключение лишнего”. Здесь не полный список картинок к методике, их должно быть17 штук. Во всяком случае столько их в этом источнике: Худик В.А. Психологические методики исследования интеллекта и личности: Исключение предметов. – К.: Здоровье, 1994. – 28 с.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. ВсеТесты.ру, профиль
    1293
    304
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 21:19 · 28 April 2008

    Число баллов, которое дается за ответы на предметный вариант стоит в колонке I. В строке, напротив соответствующего балла, написан критерий.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. an4ik, профиль
    1386
    304
    24804
    0
    an4ik · 18:34 · 14 May 2008

    Т.е. если исп-ый набрал 5 баллов, то у него высокий уровень способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки? А какие градации? Высокий, средний, низкий и вообще не развитые?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. innafil, профиль
    1882
    304
    59627
    0
    innafil · 16:58 · 11 February 2009

    Максимально возможное количество баллов делится на 3, получем некое число n. от 0 до границы нижнего придела (n) – низкий уровнень, к границе нижнего придела прибавьте число n, получите границы среднего придела – средний уровень выраженности способности к абстрагированию и т.д. Так же и с верхним пределом: к верхней границе среднего придела прибавить число n – получите границы верхнего предела – максимальную выраженность изучаемых признаков.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. Antoninav, профиль
    2363
    304
    80087
    0
    Antoninav · 22:21 · 27 June 2009

    Спасибо большое за эту методику

     
    Нет Да -0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. baby-crazylady, профиль
    2755
    304
    98929
    0
    baby-crazylady · 18:53 · 28 November 2010

    а где ключи и полный стимульный материал для предметного варианта? и тут вечная ссылка на “Альманах психологических тестов”…что за книга такая,что нигде ее найти невозможно?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. vanilla156, профиль
    3573
    304
    175456
    0
    vanilla156 · 20:35 · 12 April 2013

    innafil
    поясните пожалуйста, вот полученные баллы делятся на 3. что дальше куда прибавлять и какие цифры являются показателем нормы?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.