Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон)

Шкалы: зависимость - независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы» – избегание «борьбы»

Темы:

Тестируем: · Возраст:
Тип теста: · Вопросов: 60
Комментарии: 7 · написать

Назначение теста

Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе :

  • зависимость;
  • независимость;
  • общительность;
  • необщительность;
  • принятие "борьбы";
  • "избегание борьбы".

Возможно использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Разработана В.Стефансоном и впервые опубликована в 1958 г.

Инструкция к тесту

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики.

Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:

  • "социальное "Я" (каким меня видят другие);
  • "идеальное "Я" (каким бы я хотел быть);
  • "актуальное "Я" (какой я в разных ситуациях);
  • "значимые другие" (каким я вижу своего партнера);
  • "идеальный партнер" (каким я хочу видеть своего партнера).

Модификация : и спытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить "да", если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или "нет", если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: "сомневаюсь", т.е. разложить на три группы ответов.

Тестовый материал
  1. Критичен к окружающим и товарищам.
  2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
  3. Склонен следовать советам лидера.
  4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
  5. Нравится дружественность в группе.
  6. Склонен противоречить лидеру.
  7. Испытывает симпатии к одному-двум членам группы.
  8. Избегает встреч и собраний в группе.
  9. Нравится похвала лидера.
  10. Независим в суждениях и манере поведения.
  11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.
  12. Склонен руководить товарищами.
  13. Радуется общению с одним-двумя друзьями.
  14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.
  15. Склонен поддерживать настроение своей группы.
  16. Не придает значения личным качествам членов группы.
  17. Склонен отвлекать группу от ее целей.
  18. Испытывает удовлетворение в противопоставлении себя лидеру.
  19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
  20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.
  21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.
  23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.
  24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.
  25. Недоволен слишком формальными отношениями.
  26. Когда обвиняют – теряется и молчит.
  27. Предпочитает соглашаться с основными направлениям!
  28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
  29. Склонен затягивать и обострять спор.
  30. Стремится быть в центре внимания.
  31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.
  32. Склонен к компромиссам.
  33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.
  34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.
  35. Может быть коварным и вкрадчивым.
  36. Склонен принять на себя руководство в группе.
  37. Откровенен в группе.
  38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
  39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.
  41. Склонен сердиться на товарищей.
  42. Пытается вести других против лидера.
  43. Легко находит знакомства за пределами группы.
  44. Старается избегать быть втянутым в спор.
  45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.
  46. Оказывает сопротивление образованию группировок.
  47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.
  48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
  49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.
  50. Пытается не показывать свои истинные чувства.
  51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.
  52. Инициативен в установлении контактов в общении.
  53. Избегает критиковать товарищей.
  54. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Ключ к тесту
  • Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54;
  • Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60;
  • Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52;
  • Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58;
  • Принятие "борьбы": 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59;
  • Избегание "борьбы": 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.
Описание шкал теста

Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.

Тенденция к "борьбе" – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений;

Тенденция к избеганию "борьбы" показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека.

Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие "борьбы" – избегание "борьбы") приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов "да" складывается с количеством ответов "нет" противоположных тенденций.

Три-четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов по одной тенденции совпадают с суммой ответов по противоположной. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Источники
  • Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.65-69.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

7 Комментариев
  1. shradha, профиль
    1859
    301
    41184
    0
    shradha · 13:14 · 3 February 2009

    Здравствуйте!Не могли бы вы пояснить по порядку как обрабатывать этот тест.Я все посчитала,и диплом написала, но есть сомнения-слишком большие результаты получились.После того, как все ответы распределила по 6 шкалам(с пометкой+ и-), что с чем нужно складывать?Только напишите подробно,пожалуйста.Я в двух вариантах считала-результаты страные. Спасибо.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. Shapovalov_Dima, профиль
    1921
    301
    63389
    0
    Shapovalov_Dima · 18:41 · 1 March 2009

    Довольно просто подсчитать объясняю:
    1. Считаем все + И – пар «Зависимость и независимость» и другие пары, получиться может вот так позиция Зависимость 20 балов, а независимость 0 балов. Ну, в общем то показатели от 0 до 20, выше не может быть (смотри подсчет теста).
    2. Полученные данные мы структурируем в графике и диаграмме и смотрим доминирующие позиции в группе.
    3.Потом делаем выводы по графикам и диаграммам.
    Да запарный тест, когда я делал курсовую работу по «Социальной психологии» помучился хорошо. Разобраться сложно, но можно, дерзай.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. shradha, профиль
    1922
    301
    41184
    0
    shradha · 07:58 · 2 March 2009

    А когда считаешь все + и – в парах, нужно, например, колич-во + в зависимости сложить с количеством – в независимости.Это будет проявление тенденции зависимость.И наоборот для независимости?
    У меня таким образом получаются в основном одинаковые значения в парах, т.е. завис.5,незав.5; общит.3,необщ.3 и т.д.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. Shapovalov_Dima, профиль
    1923
    301
    63389
    0
    Shapovalov_Dima · 12:15 · 2 March 2009

    Извини, обястняю:
    Общительность противоположность необщительность.
    Пример.
    Общительность +-+-++++-++
    Необщительность +—-+++–
    Общительность 13 б
    Необщительность 7 б
    Мы считаем все + общительности и все – необщительности и у нас получается 13 балов – показатель общительности. По такому принципу делаем все остальное.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. Shapovalov_Dima, профиль
    1925
    301
    63389
    0
    Shapovalov_Dima · 12:26 · 2 March 2009

    Вот мой адрес «shapovalov-d-v@yandex.ru», напиши мне, я перешлю тебе экспериментальную часть своей курсовой.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. Li s@, профиль
    2151
    301
    72047
    0
    Li s@ · 00:45 · 23 April 2009

    Обработка теста довольно странная, точнее непонятно, что дает полученная сумма… мне полученные результаты ни о чем не говорят, мало того, что некоторые противоположные значения по одной шкале получились абсолютно равными…

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. shnurok1709, профиль
    2587
    301
    88177
    0
    shnurok1709 · 15:30 · 8 January 2010

    подскажите плиз что дальше делать с полученными результатами?как составить график и нужен ли он вообще!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.