Методика “Сравнение понятий”

Шкалы: характер развития операций сравнения, анализа и синтеза

Темы:

Тестируем: · Возраст: ,
Тип теста: · Вопросов: 26
Комментарии: 5 · написать

Назначение теста

Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Инструкция к тесту

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Тестовый материал
  1. Утро – вечер.
  2. Яблоко – вишня.
  3. Корова – лошадь.
  4. Лев – собака.
  5. Летчик – танкист.
  6. Ворона – воробей.
  7. Лыжи- коньки.
  8. Молоко – вода.
  9. Трамвай – автобус.
  10. Золото – серебро.
  11. Река – озеро.
  12. Сани – телега.
  13. Велосипед – мотоцикл.
  14. Воробей – курица.
  15. Собака – кошка.
  16. Дуб – береза.
  17. Ворона – рыба.
  18. Сказка – песня.
  19. Лев – тигр.
  20. Картина – портрет.
  21. Поезд – самолет.
  22. Лошадь – всадник.
  23. Обман – ошибка.
  24. Кошка – яблоко.
  25. Ботинок – карандаш.
  26. Голод – жажда.
Оценка результатов теста

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источники
  • Методика “Сравнение понятий” / Альманах психологических тестов – М., 1995. С.134-135

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

5 Комментариев
  1. ulenka, профиль
    260
    258
    2329
    0
    ulenka · 22:22 · 26 May 2007

    подскажите,а ключ к этой методике есть?
    а то как же оценивать-ведьь сравнения у каждого разные.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. ВсеТесты.ру, профиль
    264
    258
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 15:38 · 27 May 2007

    Ключа как такового нет.

    Смотрите какие признаки выделяют испытуемые при ответах: существенные (отнесение к определенному классу, категории) или второстепенные (выделение конкретных признаков сходства или различия).

    Например: поезд – самолет.

    Сходство. Существенные признаки – средства передвижения (“на них можно ездить”, “они тебя везут” и т.п.). Второстепенные – “у них есть мотор”, “там есть кресла”, “они большие” и т.п.

    Различия. Существенные признаки – воздух-земля (“самолет летает в небе, поезд едет по земле”). Второстепенные – “в поезде есть контролер, а в самолете – нет”, “в самолете в креслах есть ремень, а в поезде – нет” и т.п.

    В целом, обработка теста довольна сложна. Требует знаний в области “психологии мышления”.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. ulenka, профиль
    265
    258
    2329
    0
    ulenka · 15:51 · 27 May 2007

    Большое Спасибо!
    У Вас замечательный сайт,честно говоря, самый лучший,в который я только заходила!
    У Вас я нашла все методики которые были нужны.
    Всего Вам доброго!:)

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. iridiyvoo, профиль
    2782
    258
    100969
    0
    iridiyvoo · 08:05 · 14 December 2010

    Я столкнулась с этим тестом, но в более усложненной форме. Подскажите, пожалуйста, как человек, не имеющий психических отклонений, должен отвечать на понятия Петух-Стакан, Печка-Луна, Ось-Оса, Лошадь-Ложка, Ботинок-Карандаш? Тут сложно общее найти, какие ответы будут считаться нормой?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. ВсеТесты.ру, профиль
    2785
    258
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 12:19 · 14 December 2010

    Ответ примерно такой же, как и в комментарии выше (за 2007 год). обращаете внимание на то, какие признаки выделяет испытуемый: существенные или второстепенные.

    Ботинок – карандаш. Существенные сходства: предназначены для человека, сделаны человеком; второстепенные сходства: и в одном и в другом есть части сделанные из природного материала (кожа – дерево). Существенные отличия: одежда – инструмент (ботинок надевают, карандашом – рисуют). Второстепенные отличия: эластичный – не эластичный (ботинок гнется, карандаш ломается, если его согнуть).

    Обработка теста действительно очень сложна и требует глубоких знаний и определенного опыта в сфере диагностики мышления. Так что, возможно, лучше выбрать методику на диагностику мышления с более простой обработкой.

     
    Нет Да -0.1

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.