Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Темы: ,

Тестируем: · Возраст:
Тип теста: · Вопросов: 61
Комментарии: 17 · написать

Назначение теста

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Тестовый материал
  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Ключ к тесту
  • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Источники
  • Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

17 Комментариев
  1. Korzinka, профиль
    314
    251
    2125
    0
    Korzinka · 18:57 · 5 June 2007

    Подскажите, пожалуйста, источник :) Это методика, разработанная Столиным и Варгой? Если да, то не могли бы Вы сказать, склоняется ли фамилия Варга? И ещё: интерпретация методики здесь представлена в соответствии с комментариями А.Г. Лидерса? (Я имею ввиду его критическую статью о культуре публикации психодиагностических методик, журнал “Психологическая диагностика”, №2, 2004г.) Спасибо :)

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. ВсеТесты.ру, профиль
    315
    251
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 19:24 · 5 June 2007

    А.Я.Варга – скорее всего не склоняется вовсе. С комментариями А.Г.Лидерса не знаком. Интерпретация представлена в том виде, в каком была в источнике.

    Обратите внимание на возможность публикации результатов собственных исследований на нашем сайте!)))

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. Korzinka, профиль
    316
    251
    2125
    0
    Korzinka · 19:37 · 5 June 2007

    Спасибо Вам! А по поводу результатов – если успею написать диплом к защите, то размещу обязательно :) А, если не успею, размещу после защиты ))))

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. vikija, профиль
    1208
    251
    12148
    0
    vikija · 17:00 · 14 April 2008

    Мне кажется, что в ключе по шкале “Принятие / Отвержение ошибки.Ответы “Да” на вопросы 3.5.6.8.10.12.14.15.16.18.23.24.26.29.39.40.42.44.46.47.49.51.52.55.60 не могут свидетельствовать о принятие. По моему(И по логике), бал зачитывается, если ответ “нет”.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. ВсеТесты.ру, профиль
    1209
    251
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 20:21 · 14 April 2008

    Ключ к тесту отредактирован.

    В источнике и позитивные и негативные ответы (шкала принятие / отвержение) не различались, однако по логике интерпретации они должны различаться.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. TatianaV, профиль
    1292
    251
    27836
    0
    TatianaV · 19:19 · 28 April 2008

    Здравствуйте! В данный момент пишу диплом, в котором использую данную методику. Пересмотрела несколько источников с данной методикой, нашла несколько не состыковок. В напечатанном выше варианте меня удивило, то что высокие значения по шкале “Принятие-отвержение” интерпретируется как “Принятие”. Во всех источниках, которые я встречала высокие значения по данной шкале расцениваются как отвержение (например, Психологические тесты для профессионалов/авт.-сост. Н. Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496 с. [с. 416], а так же Райгородский и др. источники].

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. ВсеТесты.ру, профиль
    1295
    251
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 21:25 · 28 April 2008

    Внимательно посмотрите на ключ и какие ответы с каким знаком в него входят. В нашем варианте все верно.

    Вероятно в ваших источниках в ключе по данной шкале просто изменен знак вопросов.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  8. TatianaV, профиль
    1299
    251
    27836
    0
    TatianaV · 13:01 · 30 April 2008

    Ни в одном из источников я не встречала ключ с отрицательными знаками. Еще необходим перевод в процентильные ранги.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  9. vikija, профиль
    1300
    251
    12148
    0
    vikija · 13:30 · 30 April 2008

    Прочитайте утверждения- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы
    Мой ребенок часто мне неприятен и
    Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
    Я уважаю своего ребенка- могут они означать одно и тоже?
    В моих источниках тоже нет знака, но логика. Думаю, что надо первоисточник искатью

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  10. ВсеТесты.ру, профиль
    1301
    251
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 14:05 · 30 April 2008

    Шкала “Принятие / отвержение ребенка: -3, 5…”

    Первый вопрос в ключе: “Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.” Если человек отвечает “Нет” это говорит о позитивном отношении к ребенку и он получает один балл (перед номером вопроса в ключе стоит минус, это значит, что балл начисляется за ответ “Нет”). Если “Да” – отношение к ребенку негативное. Баллы не начисляются.

    Чем больше баллов респондент наберет по данной шкале, тем более позитивное отношение у него к ребенку.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  11. TatianaV, профиль
    1324
    251
    27836
    0
    TatianaV · 22:17 · 4 May 2008

    В первый раз эта методика то же вызвала у меня много вопросов. Я пыталась установить логику автора, пыталась исправлять ключ (чего категорически нельзя делать). Мы не имеем права вносить изменения в методику в соответсвии со своей логикой. Тем более в дипломе Вы на что будете ссылаться, на свою логику? Для меня логика такова. Все положительные ответы по шкале “Принятие-отвержение” засчитываются как один балл. При этом, входящие в шкалу положительные утверждения родитель, принимающий ребенка обязательно отметит. Отметив их родитель набирает среднее значение по шкале (например, 10 ответов соответсвуют 53, 79 процентильному рангу) что свидетельсвует о принятии ребенка. Родитель отвергающий ребенка как правило отмечает и эти социально желательные ответы (Я уважаю своего ребенка и т.д.) но еще он отметит и другие ответы (Мой ребенок часто неприятен мне и т.д.), тем самым набирая высокое количество баллов, что по всем встреченным мною источникам, свидетельсвует об отвержении ребенка. При этом Лидерс писал в своей статье (сейчас не скаже точно), что и очень низкие значения тоже показательны. Например, родитель, не отмечающий социально положительные ответы, вообще игнорирует ребенка, не обращает на него внимание, он ему безразличен.Данная методика используется для родителей, приводящих своих детей в консультацию, т.е. готовых к раскрытию своих истинных чувств, при этом,отмечающий, что хочет добра ребенку. Именно поэтому он выберет и положительные и отрицательные утверждения, что сразу превысит среднее значение по шкале. Спасибо.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  12. ВсеТесты.ру, профиль
    1343
    251
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 23:06 · 6 May 2008

    Никакая психодиагностическая методика не является неприкасаемым священным писанием. Но, рузумеется, если у вас нет необходимого образования и опыта в психодиагностике и создании соответствующих методик, не стоит выносить оценки классическим методикам и уж тем более вторгаться в тестовый материал.

    Описанная вами логика работы с методикой неверна. О принятии ребенка свидетельствуют ответы на соответствующие вопросы и только на них. 10 баллов по данной шкале говорит о том, родитель положительно ответил на десять вопросов о принятии своего ребенка. Следуя вашей логике, мы не можем однозначно сказать о чем говорят данные 10 баллов по шкале. Они могут говорить как о том, что родитель ответил положительно на вопросы о принятии ребенка, так и о том, что положительно он ответил на вопросы об отвержении ребенка.

    Следуя правилам нашего сайта при критике методики укажите данные о себе в профайле. Уровень вашей подготовки, опыт практической деятельности и т.п.

    Разумеется, в своей собственной работе вы можете использовать тот вариант методики, который считаете нужным.

    Дальнейшая дискуссия о верности или неверности опубликованного ключа закрыта. Можете привести исходные данные источников, где указан другой ключ.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  13. katyusha2007, профиль
    2080
    251
    67667
    0
    katyusha2007 · 00:04 · 13 April 2009

    В Вашем варианте не все верно, извините) Как может результат по признаку быть 8, если вопросов относящихся к каждому признаку, кроме первого всего по 7?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  14. ВсеТесты.ру, профиль
    2085
    251
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 10:03 · 14 April 2009

    Была опечатка. Исправлено.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  15. TatianaV, профиль
    2108
    251
    27836
    0
    TatianaV · 22:48 · 15 April 2009

    Здравствуйте! Наконец-то я нашла оригинал методики, с которым и работаю. Хочу поделиться. Источник: “Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. По шкале принятие-отвержение есть ответы с минусом. Кому интересно могу отметить на форуме. Оригинал методики содержит перевод в процентильные ранги. Вариант методики на Вашем сайте это уже модификация, у которой есть свой автор и он должен быть указан. Однако спасибо за вклад в мой опыт. Вы пополнили его новой информацией, явились толчком для нового поиска.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  16. tatylia90, профиль
    3379
    251
    147364
    0
    tatylia90 · 18:53 · 12 March 2012

    Выложите, пожалуйста, оригинал методики! Очень нужно!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  17. gese.yulia, профиль
    3643
    251
    163954
    0
    gese.yulia · 05:08 · 31 October 2013

    Важно читать в ключе как интерпретируется шкала. Так,”принятие-отвержение” высокие баллы говорят об “отвержении”, а низкие о “принятии”. И т.д. Все понятно.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.