Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева)

Шкалы: уровень - процессов возбуждения, процессов торможения, подвижности нервных процессов; уравновешенность по силе

Темы:

Тестируем: · Возраст: ,
Тип теста: · Вопросов: 134
Комментарии: 18 · написать

Назначение теста

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет».

Тестовый материал
  1. Легко ли Вы сходитесь с людьми?
  2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?
  3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?
  4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?
  5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональ­ных аргументов?
  6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?
  7. Забываете ли об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»?
  8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, тер­пеливо ждать ее окончания?
  9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
  10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?
  11. Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой не занимались не­сколько недель или месяцев?
  12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?
  13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?
  14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?
  15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?
  16. Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?
  17. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?
  18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?
  19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?
  20. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
  21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?
  22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?
  23. Способны ли Вы стойко переносить поражения?
  24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением осо­бенно дорожите, столь же свободно, как обычно?
  25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?
  26. Есть ли у Вас на все готовые ответы?
  27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзамена, поездка за границу)?
  28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п.?
  29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»?
  30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?
  31. Быстро ли Вы засыпаете?
  32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?
  33. Легко ли Вам испортить настроение?
  34. Трудно ли Вам оторваться от работы?
  35. Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим?
  36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?
  37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?
  38. Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумыва­ете свои поступки?
  39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?
  40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
  41. Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав?
  42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
  43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мне­ние других?
  44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?
  45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?
  46. Быстро ли Вы читаете беллетристику?
  47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?
  48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятель­ства?
  49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?
  50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?
  51. Трудно ли Вам работать при шуме?
  52. Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»?
  53. Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником?
  54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?
  55. Любите ли Вы частые перемены?
  56. Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день?
  57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжи­тельный срок разнородных действий?
  58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?
  59. Перебиваете ли Вы собеседников?
  60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?
  61. В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?
  62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?
  63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.?
  64. Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому?
  65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять – важное решение?
  66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия?
  67. Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?
  68. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?
  69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?
  70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или отве­та на вопросы от лишних движений и жестикуляций?
  71. Любите ли Вы оживленную обстановку?
  72. Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?
  73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?
  74. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?
  75. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Ключ к тесту

Каждый пункт относится к одной из трех шкал: 45 – к первой шкале, 44 – ко второй, 45 – к третьей.

За ответ “Да” начисляется 2 балла, за ответ “Не знаю” – 1 балл, за ответ “Нет” – 0 баллов. Большинство вопросов по каждой шкале являются прямыми – в пользу высокого балла по шкале говорит ответ «да». Но есть также и «обратные» пункты – в этом случае в ключе перед номером шкалы стоит знак «», в этом случае 2 балла начисляется за ответ “Нет”.

№ вопр.№ шкалы№ вопр.№ шкалы№ вопр.№ шкалы№ вопр.№ шкалы
1336-27131061
22372721107-1
313827311082
413917431092
524037521102
63412763111 З
714237721122
824337811131
934437931141
1024518031153
111463811116-3
12247-18211171
1314818311182
1434938421193
1515028531202
16251-18631211
17-25228721221
181532883123-1
1915438921241
2035539021252
2115619131262
22357-39231273
231581933128-2
24159-29411292
25-36019531301
2636119621313
2726229711321
28363-39811331
2936439921341
3026521003
3136611013
32167-21021
3336831032
34-26921043
3527021051
Обработка результатов теста

«Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статистическими границами:

( M +/- S ), где

М – среднее нормативной выборки;,

S – стандартное отклонение.

Значение средних (М) и стандартных отклонений (S)

М S
шкала 1 37 12
шкала 2 32 11
шкала 3 36 12
Интерпретация результатов теста
  • Уровень процессов возбуждения – норма от 25 до 49, 62 – выше среднего
  • Уровень процессов торможения – норма от 21 до 43, 61 – выше среднего
  • Подвижность нервных процессов – норма от 24 до 48, 58 – выше среднего

Шкала 1:

  • высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклоне­ние») отражает силу процесса возбуждения;
  • низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклоне­ние») указывает на слабость процесса возбуждения.

Шкала 2:

  • высокий балл отражает силу процесса торможения;
  • низкий балл – слабость процесса торможения.

Шкала 3:

  • высокий балл отражает подвижность нервных процессов;
  • низкий балл – инертность нервных процессов.

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы – сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Низкие баллы – слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

Высокие баллы – сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы – слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы – легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы – характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Расчет дополнительного показателя: уравновешенность по силе.

Уравновешенность по силе А равна отношению силы по возбуждению Fд к силе по торможению Fт:

А = Fд / Fт.

Чем ближе к единице значение дроби Fд/Fт тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение дроби не выходит за пределы интервала 0,85 – 1,15.

Если значение дроби выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби меньше 0,85 – это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения;

если значение больше 1,15 – это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения.

Источники
  • Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н.Даниловой, А.Г.Шмелева) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

18 Комментариев
  1. Julia.psy, профиль
    433
    211
    4339
    0
    Julia.psy · 10:50 · 5 August 2007

    Источник, пожалуйста. Здесь нормы “новее”, чем в большинстве сборников.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. ВсеТесты.ру, профиль
    434
    211
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 12:51 · 5 August 2007

    Источник добавлен.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. ignat06, профиль
    1028
    211
    17078
    0
    ignat06 · 01:05 · 18 February 2008

    Ключ к тесту Стреляу на сайте сильно отличается от ключа к такому же точно вопроснику, помещенного в кн. Психологические тесты. В 2-х т./ред А.А. Карелин. М., Изд. центр “ВЛАДОС”, 2005.
    Можете прокомментировать?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. ВсеТесты.ру, профиль
    1034
    211
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 23:53 · 18 February 2008

    Как только найдем Карелина – посмотрим. Пока можете сами взять два вопроса (один отсюда, второй с Карелина) баллы по которым отличаются (или в одном варианте они отнесены к одной шкале, а в другом к совсем иной) и посмотреть логически где ошибка.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. Какаду, профиль
    1134
    211
    22576
    0
    Какаду · 16:07 · 26 March 2008

    Описания свойств людей со слабыми баллами повергают в уныние, пойду приму яду, с такими достоинствами – “высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость” лучше сразу в могилу… и ведь никакого позитива! никакого!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. ВсеТесты.ру, профиль
    1151
    211
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 13:12 · 30 March 2008

    Сайт профессиональный и предназначен, в первую очередь, для специалистов. Разумеется, интерпретация, которая выдается клиенту должна быть позитивной при любом сочетании факторов. “Высокая утомляемость” в таком случает может быть выдана клиенту как: “…вам будет комфортнее на спокойной работе (нет эмоционального и физического напряжения), где вы сами сможете решать когда делать перерывы на отдых…”.

    Описание каждого теста приводится в том виде, в каком оно было в источнике.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. Какаду, профиль
    1159
    211
    22576
    0
    Какаду · 23:44 · 31 March 2008

    Да, да, Алексей спасибо за ответ, я это все даже понмаю, авторская трактовка, из этих сообажений и написал, ну и цепляет конечно же ;) не мог не возмутиться! хочу добавить еще, что слабый тип невный системы рано тормозит, но тонко чувствует… чувствительность смещена в более слабые воздействия

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  8. ku4mahan, профиль
    1402
    211
    27523
    0
    ku4mahan · 15:05 · 19 May 2008

    Объясните пожалуйста, как может получится больше 62, если вопросов всего 45 ??

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  9. ВсеТесты.ру, профиль
    1404
    211
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 21:55 · 20 May 2008

    В “Ключе к тесту” не была указана схема начисления баллов. Сейчас дополнено.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  10. Arsy, профиль
    1664
    211
    29039
    0
    Arsy · 03:12 · 6 December 2008

    а каким образом выщитываетс Fд и Fт? каким то эксперементальным путем? или все же есть формула выщитывающая результат по данным показателям шкал?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  11. ВсеТесты.ру, профиль
    1665
    211
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 16:45 · 6 December 2008

    Fд и Fт – это значения, полученные по первым двум шкалам. Будьте внимательнее, когда читаете инструкцию.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  12. 18031986, профиль
    1870
    211
    22635
    0
    18031986 · 20:21 · 7 February 2009

    В ключе к тесту указано, что к 1 шкале относится 45 утверждений, но в самой таблице почему-то располагается 46. Это как-то объяснимо, ведь возможна погрешность ?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  13. MistikaNew, профиль
    2139
    211
    61930
    0
    MistikaNew · 16:02 · 20 April 2009

    В других источниках указывается наоборот.
    Причем если значение дроби меньше 0,85 – это означает неуравновешенность в сторону ТОРМОЖЕНИЯ, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения;

    если значение больше 1,15 – это означает неуравновешенность в сторону ВОЗБУЖДЕНИЯ, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения.

    Как будет верно?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  14. zaka-kat, профиль
    2277
    211
    76464
    0
    zaka-kat · 10:35 · 24 May 2009

    а где ключ к 8-й шкале ж

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  15. Krevetka_91, профиль
    2445
    211
    84218
    0
    Krevetka_91 · 12:47 · 16 October 2009

    В моем источнике:
    меньше0,85 – неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е.процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения;
    больше 1,15 – неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения.
    Источник по-моему или Петровский или Елисеев, сейчас уже не помню, но точно так.))

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  16. Gamachka, профиль
    2711
    211
    24852
    0
    Gamachka · 13:44 · 27 May 2010

    Я сравнивала 2 источника, и действительно, 1 шкала – 46, вторая 43, третья – 45. Это касательно адаптированных вариантов. Если рассматривать тест именно Стреляу, то количество вопросов действительно совпадает с вышенаписанным.

    Что касается уравновешивания, я нашла такую информацию:
    “…Причем если значение дроби меньше 0,85 – это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

    Если значение больше 1,15 – это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость. (источник сам Стреляу.)

    Теперь вопрос: “неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения” нужно понимать как повышенный уровень возбуждения или торможения?
    Вообще, если вдумчиво читать, то можно прийти к заключению, что : процесс торможения выше, чем возбуждения, поэтому: “процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения”, А по интерпретации получается иначе.
    Помогите разобраться,пожалуйста!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  17. ВсеТесты.ру, профиль
    2712
    211
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 15:45 · 27 May 2010

    Формула выглядит вот так:
    А = Fд / Fт, где
    Fд – возбуждение,
    Fт – торможение.

    По формуле получается, что:
    – если значение А > 1, значит возбуждение выше торможения,
    – если А < 1, то торможение выше возбуждения.

    Есть два варианта ответа на ваш вопрос:
    1. Либо у нас неверно приведена формула.
    2. Либо нужно поменять местами, приведенные вами, интерпретации.

    Однако, в любом случае, если вы видите, что возбуждение выше торможения – это всегда должно означать то, что вы описывали как: "При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные…".
    И наоборот, соответственно.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  18. blazier95, профиль
    3243
    211
    130591
    0
    blazier95 · 21:10 · 21 September 2011

    Подскажите, пожалуйста, как интерпретировать результаты, если они в границах нормы (сила по возбуждению 38, по торможению 31 и т.д)?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.