Диагностика стилей руководства (А.Л.Журавлев)

Шкалы: директивный, коллегиальный, либеральный, директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный, смешанный

Темы:

Тестируем: · Возраст:
Тип теста: · Вопросов: 27
Комментарии: 1 · написать

Назначение теста

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального.

Инструкция к тесту

Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике – по 5 вариантов ее проявления.

Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.

Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.

Тестовый материал
  1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
    1. централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
    2. руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
    3. четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
    4. ожидает указаний сверху или даже требует их;
    5. централизует руководство только в трудных ситуациях.
  2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
    1. в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
    2. критические ситуации не изменяют его способов руководства;
    3. в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
    4. сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
    5. в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
  3. Контакты руководителя с подчиненными:
    1. недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
    2. регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
    3. умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:
    4. старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
    5. общается в основном с активом коллектива.
  4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
    1. в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
    2. коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
    3. исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
    4. продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
    5. в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
  5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
    1. сам обращается за советом к подчиненным;
    2. не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;
    3. подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;
    4. руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
    5. если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
  6. Контроль деятельности подчиненных:
    1. контролирует работу от случая к случаю;
    2. всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
    3. контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
    4. контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
    5. нередко вмешивается в работу исполнителей.
  7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
    1. его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
    2. решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
    3. в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
    4. больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных. заданий;
    5. когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
  8. Характер приказов руководителя:
    1. приказывает так, что хочется выполнять;
    2. приказывать руководитель не умеет;
    3. просьба руководителя не отличается от приказа;
    4. приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
    5. его приказы вызывают у подчиненных недовольство.
  9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
    1. на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
    2. критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
    3. не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;
    4. принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
    5. не реагирует на критику.
  10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
    1. сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
    2. если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;
    3. можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;
    4. когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
    5. если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
  11. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Ключ к тесту

Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква – стиль руководства.

Варианта b c d e
1.Д-3П-2К-3П-3К-2
2.Д-3К-2П-1К-3П-3
3.П-1К-2Д-2К-1; П-2К-2
4.Д-1К-2П-2П-1К-2
5.К-3Д-2П-2П-2; К-1К-2
6.П-3Д-3К-3Д-3Д-2
7.Д-1К-1П-2П-1; К-1К-1
8.К-3П-3Д-2П-2Д-3
9.К-2П-2Д-2Д-2; П-2П-2
10.Д-2К-2П-1Д-2; К-2К-1; К-2
11.П-2К-2Д-2Д-1; П-2Д-2; П-1
12.К-1Д-1П-1Д-2Д-3
13.Д-2К-2П-2К-1Д-1; П-2
14.П-3Д-3К-3Д-2К-3
15.К-2Д-2П-2Д-2Д-2; П-2
16.К-2Д-1; П-1Д-1; П-2П-3
17.Д-2П-2К-2Д-2П-3
18.Д-3К-3П-2; К-1П-2; Д-1П-1
19.Д-3П-2К-3П-3П-3
20.Д -1К-1П-1К-2Д-2
21.К-2Д-2Д-2П-2Д-2
22.К-2Д-1; К-2Д-2; К-1К-2Д-2
23.Д-2П-2К-2П-2П-3
24.Д-3К-3Д-2П-3К-2
25.П-1К-1Д-2К-2П-2
26.К-2К-3П-3Д-3К-3
27.П-1К-2Д1К-2Д-3
Д= К= П
Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д – директивный, К – коллегиальный, П – попустительский) в соответствии с ключом к тесту.

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых варьируется до 10 баллов.

Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

  • Д-1-1 директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);
  • 1-К-1 коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);
  • 1-1-Л либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).

Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

  • Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4.6-7-3 и т. д.);
  • 1-К-Л: коллегиально-либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);
  • Д-1-Л: директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);
  • Д-К-Л: смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8).

При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

  • одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для неопытных руководителей;
  • одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
  • одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип руководителя .

Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или 3-8-3).

Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств и стиля руководства:

Стиль руководстваПрофессиональные характеристикиПрофессиональная компетентностьОрганизаторские качества
Директивный(Д-1-1)НизкаяСредние
Коллегиальный(1-К-1)ВысокаяВысокие
Либеральный(1-1-Л)НизкаяНизкие
Директивно-коллегиальный(Д-К-1)НизкаяСредние
Директивно-либеральный(Д-1-Л)НизкаяВысокие
Коллегиально-либеральный(1-К-Л)НизкаяНизкие
Смешанный(Д-К-Л)СредняяВысокие
Стиль руководстваВоспитаниеМорально-психологические качества коллектива (общение)
ДирективныйНизкоеНизкое
КоллегиальныйВысокоеВысокое
ЛиберальныйНизкоеСреднее
Директивно-коллегиальныйСреднееСреднее
Директивно-либеральныйСреднееСреднее
Коллегиально-либеральныйВысокоеВысокое
СмешанныйВысокоеВысокое

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

1 Комментарий
  1. andris, профиль
    3517
    158
    161177
    0
    andris · 00:11 · 18 December 2012

    Методика может применяться как экспертная оценка, так и как самооценка в сравнении с мнением экспертов. В качестве экспертов отвечают на вопросы методики от 1 до 5 человек нижестоящих (подчиненных, помощников, заместителей), от 1 до 5 – вышестоящих (непосредственный начальник и начальник начальника или его заместители), от 1 до 5 – равностоящих (руководители подобного должностного уровня).
    Количество экспертов каждого уровня должно быть равным.
    Самооценка оцениваемого руководителя не складывается со средним значением оценки экспертов, а сравнивается.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.