Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)

Шкалы: психологический климат

Темы:

Тестируем: · Возраст: ,
Тип теста: , · Вопросов: 10
Комментарии: 32 · написать

Назначение теста

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Инструкция к тесту

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Тестовый материал
 12345678 
Дружелюбие        Враждебность
Согласие        Несогласие
Удовлетворенность        Неудовлетворенность
Продуктивность        Непродуктивность
Теплота        Холодность
Сотрудничество        Несогласованность
Взаимная поддержка        Недоброжелательность
Увлеченность        Равнодушие
Занимательность        Скука
Успешность        Безуспешность
Обработка и анализ результатов теста

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Источники
  • Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191

Экспресс Эмо Тест beta

Выберите два цвета, которые Вам сейчас нравятся больше всего.

  

Закрыть или пройдите тест, чтобы это окно больше не появлялось

Расскажите немного о событии, которое, скорее всего, повлияло на ваше настроение сейчас.
Например: "Поругался с близким человеком. Грустно..." или "На улице отличная погода. Радостно!".

:
:

Посмотреть как у других или закрыть

32 Комментария
  1. Syetova, профиль
    32
    109
    390
    0
    Syetova · 10:42 · 27 March 2007

    Большое спасибо за помощь! Уникальный материал! Просто! Доступно! Профессионально!
    Спасибо!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  2. li1983, профиль
    58
    109
    411
    0
    li1983 · 20:33 · 6 April 2007

    Вялікі дзякуй!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  3. muzikizum, профиль
    70
    109
    803
    0
    muzikizum · 19:43 · 12 April 2007

    Подскажите, как посчитать “средний профиль”? Тупо найти среднее арифметическое по сумме всех показателей? Или по каждому показателю отдельно?
    Спасибо!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  4. ВсеТесты.ру, профиль
    71
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 20:34 · 12 April 2007

    Все зависит от глубины анализа.

    На первом уровне – все можно сделать так как вы сказали: средний профиль, как среднее-арифметическое индивидуальных оценок.

    Далее, можно рассчитать описательную статистику и построить график распределения оценок психологического климата в коллективе. Это позволит вам сделать вывод о том, насколько единодушно (или рассогласовано) мнение респондентов о своем коллективе.

    Чтобы опуститься еще глубже – можно объеденить пары слов в группы и получить оценку психологического климата на разных уровнях. Например, успешность и продуктивность – характеризуют деятельностную сферу; дружелюбие, согласие, сотрудничество, взаимная поддержка – относятся к сфере межличностных отношений в группе и т.д. Тут можно ограничиться средним для всей группы на основании оценок каждого респондента по выделенным уровням или строить график распределения.

    Ну и самый глубокий уровень анализа – это, действительно, анализировать каждый показатель.

    Если вам за это не платят можно смело останавливаться на втором шаге)

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  5. caxa, профиль
    129
    109
    1628
    0
    caxa · 20:09 · 4 May 2007

    скажите, пожалуйста!
    есть полные ключи к этой методике… как интерпретировать например средние оценки..такие как 25 или 36.. где критерии и границы??? помоги ради бога! подскажите – где полные ключи к методике… еще я знаю, что в этой методике возможно посчитать индекс сплоченности…. очень жду всех возможных ответов..спасибо

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  6. ВсеТесты.ру, профиль
    130
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 21:20 · 4 May 2007

    Индекс сплоченности (в рамках данного теста) – это когда все участники оценивают свою группу позитивно и они единогласны в своих оценках. Чтобы это подсчитать нужно два показателя: среднее арифметическое оценок всех участников группы и дисперсия. Среднее арифметическое – покажет вам насколько позитивно (или негативно) они оценивают свою группу, дисперсия – насколько участники единогласны в своей оценке.

    Перевести полученные баллы в стандартные можно двумя способами: пользуясь методами математической статистики, как это описано, например, вот тут или просто выделив интервалы, например: от 10 до 25 баллов – благоприятная атмосфера, от 26 до 45 баллов – скорее благоприятная, чем неблагоприятная, от 46 до 65 баллов – скорее неблагоприятная, чем благоприятная, от 66 до 80 баллов – неблагоприятная атмосфера. Разумеется, второй метод весьма приблизителен.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  7. mari, профиль
    158
    109
    1795
    0
    mari · 14:50 · 11 May 2007

    Подскажите,как точно посчитать среднее арифметическое оценок всех участников группы и дисперсию.??????????

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  8. ВсеТесты.ру, профиль
    159
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 15:40 · 11 May 2007

    M = ( Σ xi ) / n, где

    M – среднее арифметическое;
    xi – каждое наблюдаемое значение признака;
    Σ – знак суммирования;
    i – индекс указывающий на порядковый номер данного значения признака;
    n – количество наблюдений.

    В вашем случае:

    xi – балл респондента респондента респондента по i-той шкале;
    n – количество шкал (= 10)

    Придельно упрощая.

    Предположим респондент проставил следующие баллы по шкалам: 1 шкала – 2 балла, 2 – 3, 3 – 5… 10 – 2.

    M = (2 + 3 + 5+…+2) / 10.

    После того как высчитали среднее значение каждого респондента, считаете среднее значение в группе респондентов. Формула та же. Придельно упрощая: суммируете средние значения каждого испытуемого и делите на количество человек в группе. У вас получается Мгруппы.

    σ2 = ( Σ (xi – M)2 ) /( n – 1); где

    σ – стандартное отклонение;

    В вашем случае:

    xi – среднее значение каждого респондента из группы,
    M – среднее во всей группе;
    n – количество человек в группе.

    Придельно упрощая.

    Среднее по всей группе = 6,4;
    Количество человек в группе = 9;
    среднее первого респондента = 4,5; второго = 6,9… девятого = 2,4.
    σ2 = [(4,5 – 9)2 + (6,9 – 9)2 +…+(2,4 – 9)2] / (9 – 1)

    Затем, чтобы получить σ извлекаете квадратный корень из σ2.

    &#963 показывает, что большинство результатов в вашей группе располагается в интервале (M – σ ; M + &#963). Чем меньше этот интервал – тем единогласнее респонденты в своих оценках, чем шире – тем больше у них расхождений во мнениях.

    В дальнейшем все вопросы такого толка только после того как пройдете азы описательной статистики.

    Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Книжка есть в интернете. Введите название в поиск на яндексе.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  9. mari, профиль
    160
    109
    1795
    0
    mari · 22:07 · 11 May 2007

    Спасибо большое!теперь примерно понятно,что нужно делать!Теперь уж точно разберусь!Спасибо!!!!!!!!!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  10. mari, профиль
    162
    109
    1795
    0
    mari · 13:05 · 12 May 2007

    Извените пожалуйста!Но я не могу красиво написать вывод.Тема моя:Деятельность психолога в организации.Я провела две методики Социоматрицу и методику по Ф.Фидлеру: получилось скорее благоприятная атмосфера,чем неблагоприятная и расхождения во мнениях.Но как связать не могу!Помогите пожалуйста курсовая горит!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  11. ВсеТесты.ру, профиль
    171
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 23:50 · 12 May 2007

    “Среди членов коллектива наблюдаются значительные расхождения в оценке психологического климата (σ = ), однако в целом его можно охарактеризовать как благоприятный (М = ).”

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  12. mari, профиль
    172
    109
    1795
    0
    mari · 02:33 · 13 May 2007

    Спасибо!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  13. Rostislav, профиль
    453
    109
    4523
    0
    Rostislav · 17:10 · 20 August 2007

    Уважаемый Алексей и др коллеги !
    не подскажете ли ещё пару методик на диагностику соц-псих климата трудового коллектива – собираю батарею для диплома
    Заранее спасибо !

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  14. psyho.dmitry, профиль
    468
    109
    4553
    0
    psyho.dmitry · 15:04 · 22 August 2007

    помогите, пожалуйста. можно ли из методики Фидлера уровень комфортности участников коллектива как-то высчитать или описать?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  15. ВсеТесты.ру, профиль
    469
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 18:52 · 22 August 2007

    О том как высчитать конформность было написано в комментариях выше.

    В тесте Фидлера конформность выступает как производный показатель. Этот тест преследует другую цель. Если вас интересует именно уровень конформности посмотрите тесты из раздела “Группа” – тесты для диагностики процессов в группе.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  16. psyho.dmitry, профиль
    470
    109
    4553
    0
    psyho.dmitry · 10:44 · 23 August 2007

    я не спрашивал о конформности
    !!! я говорил о комфорте! можно ли в заключении описать комфортное пребывание членов коллектива:)

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  17. ВсеТесты.ру, профиль
    472
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 12:35 · 23 August 2007

    Да, действительно. Извините, очитался ))

    Если подходить строго научно, то о коМфорте сказать нельзя. Предметом исследования в методике является группа, ее и оценивают респонденты. Если же мы исследуем комфорт (который определяем как ощущение человека от пребывания в группе), то предмет – внутреннее состояние человека.

    Если строить тест на комфорт в инструкции должно быть что-то типа: “Оцените свои чувства от пребывания в группе по следующей шкале..” и шкала, описывающая чувства, которые может испытывать человек в группе (уютно – неуютно и т.д.).

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  18. psyho.dmitry, профиль
    474
    109
    4553
    0
    psyho.dmitry · 14:12 · 23 August 2007

    спасибо большое! очень помогли:)

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  19. Jdanovaolga, профиль
    637
    109
    4531
    0
    Jdanovaolga · 00:32 · 7 November 2007

    Подскажите пожалуйста подходит ли этот тест к курсовой по теме “влияние уровня развития памяти руководителя на контроль над деятельностью персонала”? Память руководителя предполагаю исследовать по методике запоминания 10 слов и методика “образная память”.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  20. ВсеТесты.ру, профиль
    638
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 00:41 · 7 November 2007

    С чем именно в вашей теме вы собираетесь связать психологическую атмосферу в коллективе? (а еще раньше у вас вроде бы другая работа была, да?)

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  21. Jdanovaolga, профиль
    642
    109
    4531
    0
    Jdanovaolga · 16:20 · 7 November 2007

    Да, это так. :)))Вы абсолютно правильно заметили, что у меня две работы. Одна по предмету “личностные растойства” и тема о невротизме у эмигрантов.(Вы мне очень помогли с этой работой. Огромное спасибо!!!!Я уже обрабатываю результаты тестов). А вторая по предмету “психология управления” и тема “влияние уровня развития памяти руководителя на контроь над деятельностью персонала”. Я писала в работе о том, что контроль – это одна из важных функций в руководстве, и что снижение уровня мнестических способностей руководителя отрицательно влияет на функцию контроля. Наример, частый контроль и в результате психологический дискомфорт, нарушение психологической атмосферы в колективе. Таким образом я пробую показать через психологическую атмосферу в коллективе влияние уровня развития памяти руководителя на контроль над персоналом.Честно сказать ничего “умнее” не придумала.:) Совершенно не понимаю как диагностировать сам контроль.Скорее всего для этой темы нужны совершенно другие методики, но какие? Поэтому очень прошу Вас, помогите пожалуйста разобраться. Спасибо!

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  22. ВсеТесты.ру, профиль
    646
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 12:54 · 8 November 2007

    Если честно, ваша связь получается очень шаткой. Простыми словами, если правильно понял: “Если у руководителя плохая память то он контролирует сотрудников больше меры или меньше меры, а если память хорошая – он контролирует их в меру”.

    Про измерение контроля через климат. Контроль, вероятно, неким образом влияет на психологический климат, однако, есть масса других факторов, которые влияют на климат несравнимо ощутимее. Поэтому нельзя свести психологический климат только к особенностям контроля руководителя.

    Подменяя измерение контроля психологическим климатом вы меняете собственную тему на на: “Влияние уровня памяти руководителя на психологический климат в коллективе”. Что, в принципе, так же шатко, как и с контролем.

    Особенности контроля в определенной степени формируют стиль управления коллективом (авторитарный, демократический и т.п.). Таким образом определенную степень контроля можно соотнетсти с каждым стилем управления. У нас на сайте под ключевым словом “Управление”.

    Но еще раз подчеркну, даже в этом случае вы ставите во главу угла не главный фактор, который влияет на контроль или стиль управления. Таким главным фактором могли бы быть определенные личностные особенности руководтеля (например степень уверенности в себе, властность и т.п.) из-за которых он и выбирает тот или иной стиль управления коллективом с жестким, слабым или умеренным контролем над ним.

    Попробуйте еще раз поговорить с научным руководителем – это может значительно повысить шансы на положительную оценку вашей работы в итоге.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  23. Jdanovaolga, профиль
    648
    109
    4531
    0
    Jdanovaolga · 02:58 · 9 November 2007

    Да, спасибо, что то начинает проясняться.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  24. parfenova, профиль
    903
    109
    13386
    0
    parfenova · 14:06 · 7 January 2008

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие результаты являются высокими/средними/низкими в методике Фридлера.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  25. ВсеТесты.ру, профиль
    904
    109
    1
    0
    ВсеТесты.ру · 14:10 · 7 January 2008

    Уже обсуждалось. Внимательно прочтите комментарии к тесту, например вот этот и остальные.

    Этот же принцип относится ко всем тестам, где не указаны нормы.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  26. parfenova, профиль
    907
    109
    13386
    0
    parfenova · 13:27 · 8 January 2008

    спасибо!! очень помогли.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  27. Wassa, профиль
    1951
    109
    38559
    0
    Wassa · 11:50 · 7 March 2009

    Алексей!
    Если верить формуле ?2 = ( ? (xi – M)2 ) /( n – 1), М – это среднее по всей группе, тогда почему в примере ?2 = [(4,5 – 9)2 + (6,9 – 9)2 +…+(2,4 – 9)2] / (9 – 1)
    Вы отнимаете не М, а n (т.е. вместо 6,4 отнимаем 9)?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  28. lenyska22, профиль
    2227
    109
    73952
    0
    lenyska22 · 14:25 · 7 May 2009

    Здраствуйте!У меня небольшая проблемка,помогите пожалуйста с выводами.Я высчитала среднее арифмет.,и у меня получилось Q=0,0845,а М=2,99,и как мне определить какая атмосфера в коллективе?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  29. playful_girl, профиль
    3074
    109
    119983
    0
    playful_girl · 22:22 · 28 April 2011

    Скажите, а в каком году была создана эта методика? и если есть прямой источник, где Фидлер опубликовал эту методику? Научник требует инфу…((

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

    • ВсеТесты.ру, профиль
      3088
      109
      1
      3074
      ВсеТесты.ру · 10:48 · 2 May 2011

      Указан источник, где методика опубликована. Если вам требуется источник, где много лет назад Фидлер впервые опубликовал данный тест – его нужно искать дополнительно. Воспользуйтесь поисковыми системами (Яндекс, Гугл).

       

      Да, полезный комментарий!

      Нет, бесполезный комментарий!

      Отправляется...

      Ваш голос учтен

  30. ane4ka_komarova, профиль
    3126
    109
    121504
    0
    ane4ka_komarova · 13:41 · 12 May 2011

    Подскажите, пожалуйста, какой максимальный и минимальный индекс сплочености данной методики!Вычислила, что среднее арифметическое 2,96 и дисперсия 1,3. что это значит???? не могу определить уровень сплоченности.

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

  31. agnia_irina, профиль
    3272
    109
    136080
    0
    agnia_irina · 19:29 · 15 November 2011

    здравствуйте) подскажите пожалуйста прошел ли этот тест валидность и корреляцию?

     

    Да, полезный комментарий!

    Нет, бесполезный комментарий!

    Отправляется...

    Ваш голос учтен

Написать комментарий

Необходимо зарегистрироваться

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт.